Формирование фискального пространства в странах ЕАЭС

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – международный экономический союз и зона свободной торговли, функционирующий с 01 января 2015 года и включающий страны, расположенные в Центральной и Северной Азии и Восточной Европе: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия. Ключевыми целями интеграционного объединения являются содействие стабильному развитию в целях повышения уровня жизни в государствах-членах. В связи с этим рассмотрение факторов, влияющих на формирование фискального пространства, напрямую связано с достижением социально-экономических приоритетов государств.

За последние тридцать лет страны Евразийского региона сформировали различные стратегии развития, адаптируя к целеполаганию инструменты экономической, бюджетно-налоговой и других видов политик. Последовательное решение стратегических задач, институциональная среда неизбежно оказывают влияние на фискальное пространство в целом и его отдельные элементы: баланс бюджета, уровень и структуру расходов, объем и динамику доходов бюджета, параметры государственного долга, процентные платежи по его обслуживанию.

Учитывая налогово-бюджетное давление на экономику, которое усилилось после пандемии, любой инструмент налогово-бюджетной или иной политики может рассматриваться как важный рычаг стабилизации и роста.

По данным Евразийской экономической комиссии в 2023 году отмечен рост налоговых доходов консолидированных бюджетов стран ЕАЭС к предыдущему году: Армения (+15,5%), Казахстан (+27,4%), Кыргызстан (+28,6%), Россия (+11,3%), по информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь увеличение налоговых поступлений составило 17,5%. Такой тренд в целом может быть связан как с благоприятной конъюнктурой, так и с эффективными фискальными решениями.

C 2025 года в России вводится пятиступенчатая прогрессивная шкала по налогу на доходы физических лиц, повышаются ставки налога на прибыль организаций (с 20 до 25%) и других налогов. В то время как другие страны ЕАЭС имеют плоскую шкалу налога на доходы граждан, например, в Армении ставка налога – 20%, в Беларуси– 13%, Казахстане и Кыргызстане – 10%. Ставка налога на прибыль организаций в России станет самой высокой в группе стран ЕАЭС. Безусловно, налоговые изменения позволят увеличить доходы бюджетов, по оценке Минфина России, – до 2,6 трлн руб. в 2025 году. Однако на долгосрочном горизонте это является фактором сужения фискального пространства, поскольку корпоративный сектор будет испытывать нагрузку как через налог на прибыль организаций, так и через налог на доходы физических лиц.

Налоговая политика в стране определяет структуру налоговых поступлений в зависимости от видов налогов. Одним из системообразующих налогов в странах ЕАЭС является НДС. В России с 2019 года ставка НДС была повышена на два процентных пункта до 20%, такая же ставка сохраняется в Армении и Беларуси. Ставка НДС в Казахстане и Кыргызстане составляет 12%. Хотя налоговая база НДС непосредственно связана с добавленной стоимостью, исследования показывают неоднозначный характер сопряженности НДС с экономическим циклом. На втором контуре значимости в Армении и Беларуси находится подоходный налог, в Кыргызстане – налог с продаж, Казахстане и России – налог на прибыль организаций.

Налоговые решения принимаются с целью балансировки бюджета, поскольку накопление дефицитов приводит к проблеме, с которой сейчас могут столкнуться многие страны, – рост государственного долга и стоимости его обслуживания при ужесточении денежно-кредитной политики.

По состоянию на 1 января 2024 года государственный долг в долларовом эквиваленте увеличился в Армении на 11,3%, в Казахстане – на 9,1%, в Кыргызстане – на 12,5%. Сократился государственный долг в Беларуси – на 8,4% и в России – на 6,8% (до 15% ВВП). Однако возможности использования данного инструмента в России ограничены растущими расходами на его обслуживание: 3,6% – в 2019 году, 6,5% – в 2024 году, прогноз на 2026 год – около 9,7%.

Управление бюджетными параметрами как элементами фискального пространства будет способствовать повышению эффективности решений в долгосрочном периоде и взаимосвязи всех типов политик: бюджетно-налоговой, долговой, экономической, денежно-кредитной и других. При этом однозначных решений («фискальной кальки») не существует, каждая страна ищет баланс между целями и ресурсами для их реализации.


Светлана Демидова, доцент кафедры общественных финансов Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации