16 декабря. RUSBONDS.RU - Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности компании «ЛайфСтрим» на уровне ruBBB со «стабильным» прогнозом, сообщило РА.
ООО «ЛайфСтрим» специализируется на построении инфраструктурных решений для компаний телекоммуникационной отрасли в России и ближнем зарубежье. Компания заключает долгосрочные договоры с правообладателями телевизионных каналов и онлайн-кинотеатрами, предоставляя доступ к агрегированному набору контента малым и средним операторам широкополосного доступа в интернет (ШПД), а также мобильным операторам. Доставка контента происходит на базе собственной платформы компании, которая представляет из себя единую систему, состоящую из серверной части (административная панель, аналитика и API – application programming interface), видео-инфраструктуры (транскодинг, DVR – Digital Video Recorder, CDN) и клиентских приложений (нативные приложения, Smart TV, Web, Apple TV). Компания обладает собственной сетью CDN (Content Delivery Network) для доставки высококачественного видеосигнала до конечного абонента по всей России при минимальных затратах на интернет-трафик.
Как отмечается в пресс-релизе Эксперт РА», «ЛайфСтрим» представлен в трех бизнес-сегментах. Основным является «Смотрёшка» (b2b2c) – комплексное решение для операторов, состоящее из технической инфраструктуры и видео-контента (платное телевидение и онлайн-кинотеатры). На долю данного сегмента пришлось 51% от общей выручки компании за период 30.09.2022 LTM. Услуга предоставляется независимым операторам ШПД, не обладающим собственным качественным продуктом в части платного телевидения. Второе направление – White Label (b2b) – предполагает аренду платформы компании по модели PaaS, когда контент и брендирование, как правило, обеспечиваются самим оператором. Клиентами по данной модели являются относительно крупные операторы ШПД, мобильные операторы и другие игроки медиарынка, заинтересованные в быстром запуске видеосервиса под собственным брендом. Доля сегмента White Label в отчетном периоде составила 35%. Третье направление – продажа конечных устройств (ТВ-приставок) собственного производства абонентам операторов первых двух бизнес-моделей.
Агентство оценивает бизнес-профиль компании как умеренный. Телекоммуникационная отрасль в целом является устойчивой и практически не подвержена внешнеэкономическим шокам, так как предоставляет абонентам базовую услугу. Большая часть российских абонентов на рынках ШПД и платного телевидения обслуживается пятью крупнейшими операторами, что характеризует эти рынки как умеренно концентрированные и свидетельствует о достаточно высоких барьерах для входа на них. При этом выручка компании генерируется за счет предоставления услуг операторам ШПД, не входящим в топ-5 по России, что сдерживает итоговую оценку риск-профиля.
По модели «Смотрёшка» компания оперирует на рынке независимых операторов ШПД, который составляет около 30% всего рынка ШПД, что сопоставимо с абонентской базой крупнейшего оператора ШПД в России. Компания является лидером рынка сервиса интерактивного телевидения и онлайн-кинотеатров для независимых операторов ШПД и оказывает услуги своим партнерам на их абонентской базе, которая исчисляется несколькими миллионами абонентов. По итогам отчетного периода количество активных пользователей сервиса компании увеличилось приблизительно на 22%, по состоянию на ноябрь 2022 года проникновение услуги компании в базу данных абонентов составило около 10% при среднерыночном показателе на уровне 20%, что свидетельствует, с одной стороны, о высоком потенциале роста, с другой – о невысоких текущих рыночных позициях в отрасли по ключевому направлению деятельности. По модели White Label рост базы активных пользователей за отчетный период составил 30%. При этом совокупное количество абонентов на платформе в России и прочих странах СНГ, включая trial- и freemium-подписки за отчетный период увеличилось почти на 29%, что говорит о существенном потенциале наращивания базы активных пользователей за счет ожидаемого более глубокого проникновения предоставляемой услуги в базу имеющихся партнеров-операторов по модели White Label.
Стратегия компании, направленная на рост проникновения в базу абонентов операторов-партнеров и привлечение новых операторов, а также активизация продаж собственных абонентских устройств позволила ООО «ЛайфСтрим» нарастить выручку по итогам отчетного периода на 14% до 1,3 млрд руб. По расчётам агентства, с учётом данных МСФО и РСБУ отчётностей, рентабельность по EBITDA осталась практически на неизменном уровне – порядка 16%, что оценивается на умеренном уровне по бенчмаркам агентства.
Отмечается, что уровень долговой нагрузки компании оказывает положительное влияние на рейтинговую оценку. Увеличение долгового портфеля соответствовало росту финансовых результатов, вследствие чего отношение долга на 30.09.2022 к EBITDA за отчетный период, по расчётам агентства, сохранилось на уровне 2,4х. Привлеченные средства были направлены на финансирование закупок и разработку софта для сегмента ТВ-приставок, приобретение нового оборудования. Компания осуществила значительные инвестиционные вложения в 2021-2022 гг., в будущих периодах наращивание капитальных затрат не планируются. В таких условиях агентство видит предпосылки для сохранения показателя чистый долг к EBITDA на уровне не выше 2,4х в перспективе 12 месяцев от отчетной даты за счёт продолжения органического роста финансовых результатов компании. За отчётный период отношение EBITDA к процентным расходам сократилось до 3,6х вследствие начисления процентных расходов по облигациям и дополнительному банковскому финансированию в течение полного отчётного периода, а также волатильности ключевой ставки ЦБ РФ в первой половине 2022 года.
По данным отчетности РСБУ, выручка компании за 9 месяцев 2022 года составила 974 млн руб., чистая прибыль – 65 млн руб., активы на 30.09.2022 достигли 881 млн руб., собственный капитал – 175 млн руб.