CarMoney, Анна Калугина: Залоговая модель позволила CarMoney пройти кризисные периоды без потерь и обеспечить рост бизнеса

Кризисный 2022 год стал для ряда эмитентов годом новых возможностей. Финтех-сервису CarMoney удалось привлечь новых клиентов, сохранить платежную дисциплину и кратно увеличить чистую прибыль благодаря залоговой модели бизнеса. По оценкам генерального директора финтех-сервиса CarMoney Анны Калугиной, в ближайшем будущем сектор МФО сохранит тенденции к росту, консолидации и укрупнению игроков, что сделает рынок ещё более прозрачным, а также облегчит для его участников доступ к фондированию. В 2022 году произошел переток значительной части заемщиков из банков в микрофинансовые компании, что привело к повышению интереса со стороны банков к различным вариантам синергии с МФО. О ключевых тенденциях микрофинансового рынка, рисках и возможностях в секторе МФО, стратегии развития компании на ближайшие годы и стратегии фондирования Анна Калугина рассказала в интервью RusBonds.

Как изменился рынок МФО и рынок кредитования в целом после начала СВО и после объявления частичной мобилизации? Какие тенденции сейчас актуальны для рынка?

В 2022 году на рынке произошел переток значительной части заемщиков из банков в МФО. Сейчас, спустя год, можно отметить, что это выглядит долгосрочной тенденцией. При этом первую волну перехода более надежных и качественных клиентов мы зафиксировали еще в период пандемии, когда банки ужесточили скоринг. Затем последовал мартовский шок, взлет ключевой ставки – повышение стоимости денег вновь заставило банки ужесточить кредитную политику, традиционное кредитование практически заморозилось. Одновременно спрос на финансирование сохранялся и даже рос, что вылилось в значимый тренд – появление новых клиентских сегментов в секторе МФО. Это улучшит качество портфелей микрофинансовых организаций, повысит качество обслуживания.

В ближайшем будущем сектор МФО сохранит тенденцию к росту, но он будет уже не таким явным, в том числе в силу регуляторных ограничений. Введение макропруденциальных лимитов по необеспеченным займам станет сдерживающим фактором. Всего под ограничения могут попасть до 20% беззалоговых займов на рынке микрофинансирования.

В результате перетока клиентов наметился еще один явный тренд – рост интереса со стороны банков к покупке уже работающей на рынке или созданию собственной МФО. Так, Росбанк приобрел ООО «Польза-Финанс» в конце 2022 года. Кроме него, МФО уже купили Альфа-Банк, Совкомбанк, TCS Group Holding (владеет Тинькофф Банком), OTP Bank, Экспобанк и ряд других.

Сохранится и тенденция к консолидации и укрупнению игроков, что сделает рынок более прозрачным и облегчит для его участников доступ к фондированию. ТОП-20 МФО сегодня занимают 80% рынка. Это компании с сильным менеджментом, которые умеют привлекать и обслуживать фондирование, предлагают качественный финтех-продукт. Все больше компаний сектора выходит на рынок облигаций, получает банковское финансирование.

Сектор МФО образца 2022 года выгодно отличается по всем основным показателям: качеству портфелей, рентабельности. Это подтверждает и рейтинговое агентство «Эксперт РА»: по статистике, в 2022 году рейтинги были повышены или сохранены у большинства основных игроков рынка МФО. Кредитное качество сегмента улучшилось, несмотря на геополитику. И эта тенденция может только сохраниться.

Какие проблемы и риски на сегодняшний день являются ключевыми для рынка? Какие новые риски появились?

Это не риски, а, скорее, вызовы. Во-первых, макропруденциальные лимиты (МПЛ), о которых я сказала выше, ограничивающие долю займов заемщикам с ПДН (показатель долговой нагрузки) более 80% в общем объеме выдач потребительских займов. Эта тема, которая сейчас заботит и банки, и микрофинансовые организации. Здесь важно отметить, что МПЛ касаются только необеспеченных займов и не ограничивают бизнес CarMoney – наш портфель в основном залоговый. Залог позволяет предлагать ставки, приближенные к банковским, кратно ниже, чем в сегменте беззалоговых займов, потому и изменение размера ставки для нас тоже не является чувствительным. Мы не работаем с закредитованным сегментом заемщиков – наши клиенты, как правило, финансово-грамотные, имеющие в собственности незакредитованное транспортное средство средней стоимостью 800-900 тыс. руб

Во-вторых, не пройдет незаметным и снижение максимальной ставки по микрозаймам до 0,8% в день. Для некоторых игроков это приведет к снижению рентабельности, они могут не справиться и уйти с рынка.

В-третьих, это импортозамещение технологических решений. Переход на российское ПО – один из важных факторов, который повлиял не только на наш сектор, но и на всю российскую экономику. CarMoney в основном использует собственные разработки, и это наше серьезное преимущество.

Еще один вызов — доступ к фондированию. Для сектора МФО он всегда был сложным. Тем не менее сегодня мы отмечаем рост лояльности банков. Они стали лучше понимать сектор, чаще кредитовать микрофинансовые компании. Так, финтех-сервис CarMoney в ноябре прошлого года получил кредит от Экспобанка, сейчас мы ведем переговоры еще с рядом банков. Банковское финансирование – это показатель высокой оценки надежности бизнеса CarMoney, что особенно важно в текущих условиях неопределенности на финансовых рынках.

Наблюдали ли вы в прошедшем году рост спроса? Рост просроченной задолженности?

Мы отметили рост спроса после мартовских событий. Рекордные месяцы по спросу для нас были апрель и май. При этом мы не останавливали выдачи – залоговая модель CarMoney пережила несколько кризисов и неоднократно доказала свою устойчивость.

Несмотря на все события 2022 года, которые могли бы негативно повлиять на платежное поведение клиентов CarMoney, этого не случилось. Напомню, что наш основной продукт – заем под залог авто, которое остается в собственности и пользовании владельца. Благодаря наличию залога, ценность которого в последние годы только растет, в иерархии всех кредитных обязательств нашего клиента мы стоим на первом месте.

В периоды основной нестабильности мы наблюдали сокращение доли полных и частичных досрочных погашений. В модели бизнеса CarMoney это плюс, так как было вызвано не снижением доходов заемщиков, а их стремлением временно придержать средства в силу неопределенности будущего. После выправления ситуации эта денежная масса все равно шла на погашение займа, просто оно было отложено во времени. А CarMoney выгодно продлить срок жизни клиента, максимизировав его LTV.

Отразился ли на бизнесе вашей компании уход западных брендов авто?

На показателях бизнеса финтех-сервиса CarMoney уход западных брендов никак не отразился. Наоборот, мы отмечаем, что автомобили, с которыми сегодня приходят наши клиенты, «подорожали» и «помолодели». Постепенно западные бренды замещаются китайскими автомобилями.

В 2021 году доля новых авто (до 3 лет) составляла всего 1%, по итогам 2022 года она достигла 2%, а уже в марте 2023 года – 3,5%. При этом доля возрастных авто (8-15 лет) сократилась с 60% в 2021 году до 56% в 2022 году и до 54% в марте 2023 года.

Этой весной выросла и доля премиальных брендов (с 13% до 15%). Доля автомобилей дороже 1 млн руб. увеличилась с 26% до 29%, а доля эконом-класса дешевле 300 тыс. руб. сократилась с 29% в 2021 году до 10% в 2022 году и до 9% на сегодняшний день. В результате средний чек февраля 2023 года превысил 300 тыс. руб.

Расскажите о вашей бизнес-модели. Претерпела ли она какие-либо существенные изменения в прошедшем году?

Несмотря на небывалый по масштабу изменений 2022 год, залоговая модель CarMoney в очередной раз продемонстрировала свою устойчивость и надежность. Наличие залога позволяет даже в кризисное время не ужесточать требования к заемщикам, не поднимать ставки по займам и не снижать объемы выдач. Так, в периоды неопределенности компания показала динамичный рост прибыли: на 43% по итогам пандемийного 2020 года (со 144 до 206 млн руб.), на 17% по итогам 2021 года (с 206 до 242 млн руб.). Обеспеченность портфеля достигла рекордного значения в этом году, а количество просрочек и дефолтов со стороны клиентов сократилось.

Стало ли сложнее привлекать фондирование? Какие каналы привлечения фондирования компания использует на сегодняшний день?

Финтех-сервис CarMoney диверсифицирует источники фондирования. Нам сейчас доступно большинство из них. С 2017 года мы разместили пять облигационных выпусков на общую сумму 1,5 млрд руб. Мы были одной из первых МФО, кто вышел на рынок ВДО. Надежным и долгосрочным партнером CarMoney стал «СОЛИД Брокер», что нас очень поддержало в наших инвестиционных планах.

В июне 2022 года CarMoney успешно прошла оферту второго облигационного выпуска на общую сумму 300 млн руб. В четвертом квартале мы погасили первый выпуск на 300 млн руб. и третий – на 250 млн руб. В конце 2022 года финтех-сервис разместил пятый выпуск облигаций объемом 275 млн руб. и открыл кредитную линию на 300 млн руб. в Экспобанке сроком на 24 месяца.

Прямыми займами (инвестзаймами) мы регулируем свои текущие потребности.

Инвестиционный портфель CarMoney на конец 2022 достиг 2,8 млрд руб. Всего с 2016 года инвесторам выплачено более 2,3 млрд руб. дохода.

Уже 7 лет мы привлекаем инвестиции в капитал, чтобы соответствовать регуляторным нормам резервирования. В начале этого года мы привлекли 225 млн руб. в рамках частного инвестиционного раунда, прошедшего путем размещения акций по закрытой подписке на инвестиционной платформе Rounds. Привлеченные средства направляются на реализацию стратегии, рост капитализации и увеличение доли рынка.

С чем связан перевод головной структуры с Кипра в РФ?

Это совпадает со стратегией развития компании именно в российском периметре, снижает санкционные риски для акционеров и поможет в привлечении капитала.

На что пошли средства от пяти размещенных выпусков облигаций?

Привлеченные в ходе размещения средства пошли на новые выдачи, на развитие продукта и технологий, позволили нам диверсифицировать источники фондирования и существенно нарастить кредитный портфель.

Планируете ли вы в дальнейшем привлекать средства за счет размещения облигаций?

Все зависит от фактической потребности в фондировании. Мы диверсифицируем наши источники финансирования, потому приоритетность каждого из них определяется актуальными задачами и их стоимостью. У нас есть кредитная линия, мы привлекаем инвестиционные займы – есть постоянный спрос со стороны наших инвесторов на этот инструмент. Мы разместили пятый облигационный выпуск в сентябре 2022 года, и несмотря на крайне непростую ситуацию в тот момент, сумели привлечь 275 млн руб.

Как влияет динамика ключевой ставки на рынок микрокредитования сейчас?

Здесь можно отметить несколько возможных факторов влияния. Во-первых, именно изменение ставки повлекло за собой ужесточение скоринга со стороны банков и активировало переток банковских клиентов в сектор МФО. В первую очередь – в залоговую, нашу, модель, так как она наиболее близка к банковской. Мы следующие после банков и по ставкам (от 40%), и по срокам (до 4 лет), и по среднему чеку, сопоставимому со средним размером банковского потребительского кредита.

Во-вторых, произошло заметное увеличение интереса со стороны клиентов к инвестиционным инструментам – и к прямым займам, и к облигационным выпускам.

На какие продукты и решения вы делаете ставку в текущих условиях?

Для нас как финтеха первостепенную значимость имеет технологичность бизнеса, внедрение современных сервисов позволяет существенно повысить его операционную эффективность. Одна из последних наших разработок – это робот-юрист, который заберет на себя выполнение рутинных задач по полному циклу судебного исполнительного производства. Так, если раньше сотрудник подавал иск в суд за 20 минут, сейчас это делает робот за 30 секунд, причем, в отличие от аналогов на рынке, он способен мониторить и статус этого иска. Благодаря новому сервису мы сократим цикл судебного производства на 40%.

Также мы регулярно обновляем наше мобильное приложение, делаем его гибче и еще более комфортным для пользователя. Неудивительно, что оно имеет очень высокие рейтинги в AppStore (4,8) и Google Play (4,7).

Кроме того, мы продолжаем работать над повышением доли онлайн-займов, несмотря на широкую агентскую сеть по всей России. Сейчас уже 85% сделок оформляется через наше мобильное приложение.

Финтех-сервис CarMoney постоянно работает над повышением знаний о клиенте и быстрой адаптацией к меняющемуся рынку. Это подтверждает статистика по количеству повторных клиентов – порядка 40%, высокий NPS (индекс потребительской лояльности) – 81% и наименьшее количество жалоб со стороны клиентов, по данным ведущей отраслевой саморегулируемой организации «Микрофинансирование и развитие» (СРО «МиР»).

Каковы ключевые финансовые показатели компании по итогам 2022 года?

Чистая прибыль финтех-сервиса CarMoney по итогам 2022 года показала рекордный рост на 66% и составила 403 млн руб. Общая сумма выданных займов превысила 3 млрд руб. Выручка компании достигла 2,7 млрд руб. Коэффициент залогового покрытия составил 2,1. Средний чек автозайма вырос на 15% год к году до 277 тыс. руб. Это еще один очевидный тренд последних лет, что также является следствием перетока банковских клиентов в сегмент МФО.

Каковы ваши цели и стратегия на текущий год?

Наша стратегическая цель – масштабирование бизнеса CarMoney за счет использования огромного нереализованного потенциала рынка. Причем все основные инвестиции в технологии нами уже сделаны, дальнейший рост объемов выдач возможен без существенного увеличения операционных расходов.

Мы также стремимся к укреплению лидерской позиции в залоговом сегменте, работаем над запуском новых услуг и сервисов для автомобилистов. Например, предлагаем клиентам релевантные услуги партнеров: страхование («Страховой дом ВСК», СК «Согласие», «Абсолют Страхование», «Сбер Страхование»), поддержку на дорогах («Российское Автомобильное Товарищество») и другие. Смотрим на развитие партнерских проектов с банками, потенциал которых на сегодняшний день может быть очень высоким. Мы научились конвертировать банковских отказников в наших заемщиков. Например, в тестовом режиме реализуем проекты по монетизации отказного трафика уже с двумя банками.

Мы появились и росли в очень конкурентной среде российского финтех-рынка. Поэтому CarMoney продолжит развитие технологических решений в продажах, скоринге, обслуживании и процессах взыскания, обеспечении информационной безопасности, непрерывности, отказоустойчивости и операционной эффективности функционирования бизнеса.