Политические и экономические потрясения 2022 года, по словам генерального директора МФК «МигКредит» Артема Быкова, не оказали такого заметного влияния на микрофинансовый рынок, как локдаун 2020-го. Рынок МФО достаточно уверенно прошел 2022 год и вырос, по минимальным оценкам, на 15-20% как по объему портфеля, так и по объему выдач. Однако микрофинансовым компаниям все же пришлось столкнуться со многими новыми рисками, такими как многофакторное регуляторное давление, перестройка ИТ-инфраструктуры в связи с уходом западных вендоров, необходимость оптимизации продуктовых линеек и политики кредитных каникул и др. Стало гораздо сложнее привлекать фондирование – как банковские кредиты, так и средства от размещения облигаций. В 2023 году, по мнению Артема Быкова, рост кредитных рисков будет пропорционален росту выдач, возможны слияния небольших игроков и выход банков на рынок МФО. О специфике работы в условиях кризисной экономики, ключевых тенденциях и рисках микрофинансовой отрасли, финансовых результатах, стратегии развития компании и планах по размещению новых выпусков облигаций Артем Быков рассказал в интервью RusBonds.
Как изменился рынок МФО и рынок кредитования в целом после начала СВО и после объявления частичной мобилизации? Какие тенденции сейчас актуальны для рынка?
С точки зрения микрофинансового бизнеса каких-то очень заметных негативных эффектов СВО не привнесла. Пандемия ковида и локдаун в 2020 году были для нас гораздо более чувствительными. Но сейчас мы находимся в уникальной для рынка ситуации. Это связано еще и с тем, что в период пандемии с большей или меньшей степенью уверенности можно было прогнозировать, какие отрасли экономики пострадают в первую очередь и сильнее всего. И исходя из этого выстраивать свою кредитную политику. В сегодняшней ситуации это сделать стало сложнее. Кроме того, основные негативные тенденции в экономике еще не проявились в той степени, которую прогнозировали весной 2022 года, и будут более заметны в 2023 году.
Но в любом случае банковские кредиторы ощутили на себе геополитическую неопределенность в гораздо большей степени, чем МФО, что привело к ужесточению кредитной политики. Это, в свою очередь, стало причиной перетока клиентского трафика в сторону МФО. Поэтому микрофинансовый рынок достаточно уверенно прошел 2022 год и вырос, по минимальным оценкам, на 15-20% как по объему портфеля, так и по объему выдач.
Но последствия, конечно, все равно были. Произошла некоторая коррекция бизнеса, особенно во втором квартале, так как было сложно прогнозировать развитие событий. Но эта неопределенность очень быстро сгладилась. Риски в более долгосрочных продуктах Installment в мае-июне, а также в сентябре подросли на несколько пунктов, однако и это не стало критичным для МФО.
Если говорить об изменении продуктовых политик, то здесь актуальны два тренда: те, кто не работал с Installment Loans, идут туда, а часть компаний, «МигКредит» в том числе, наращивает долю выдач краткосрочных «займов до зарплаты». На эти процессы значительное влияние оказывает регуляторика – введение макропруденциальных лимитов (МПЛ), которое уже случилось, и снижение дневной ставки до 0,8%, с которым нам еще предстоит столкнуться.
Среди негативных последствий СВО я бы еще выделил всю ИТ-составляющую. Это и отток специалистов, и уход иностранных вендоров. В 2022 году все кредиторы столкнулись с проблемой импортозамещения и необходимостью технологической трансформации. Стандартные процессы перестали работать, и надо было быстро строить новые. Это добавило проблем в операционном управлении: мы были вынуждены не только фокусироваться на бизнесе и его метриках, но и бороться с атаками на инфраструктуру, искать замену ПО и оборудованию. Достаточно серьезным испытанием стал переход на новые форматы БКИ.
НОВЫЕ РИСКИ
Какие проблемы и риски на сегодняшний день являются ключевыми для рынка? Какие новые риски появились?
О них я уже отчасти сказал. Мы испытываем регуляторное давление, которое в этом году значительно усилится. Это и МПЛ, и снижение дневной процентной ставки, ужесточение регулирования ряда операционных процессов, которые являются ключевыми для рынка МФО.
Сюда можно отнести и технологические проблемы взаимодействия с БКИ, потому что перестроение в ноябре-декабре всего бизнеса, который компании вели на протяжении 10 лет, на новые форматы шло очень тяжело. Многие МФО пошатнулись в тот момент. Плюс сами БКИ, на мой взгляд, были только на 33% готовы к новому взаимодействию с МФО. На текущий момент большинство БКИ не могут обеспечить стабильное качество данных о клиентах и постоянно вносят изменения в свои процессы, что сказывается на оценке кредитоспособности заемщиков.
Наблюдаете ли вы рост спроса на микрозаймы и, как следствие, просроченной задолженности?
Конец прошлого года и начало 2023 года в целом уложились в рамки сезонности. Предновогодний рост спроса сочетался с ростом погашений займов. В январе МФО увидели спад интереса клиентов к заемным средствам. Хотя, конечно, картина в разных компаниях может различаться. Например, «МигКредит» нарастил выдачи в январе по отношению к декабрю на 25%. Но это, скорее, следствие оптимизации наших собственных бизнес-процессов и определенных продуктовых инициатив, запущенных в прошлом году. Мы перешли к более качественному построению скоринговых моделей и обновили один из ключевых элементов принятия решений о выдаче займов.
Если говорить о просроченной задолженности, то с этой точки зрения 2020 год был гораздо тяжелее, потому что на тот момент рынок МФО был не очень готов переваривать резкие изменения, реструктуризацию, кредитные каникулы и тд. В 2022 году, несмотря на более серьезные для России потрясения, рост просроченной задолженности оказался не таким существенным, как мы ожидали.
В 2023 году рост кредитных рисков будет пропорционален росту выдач. При этом доля «плохих» займов в портфелях игроков будет снижаться. «МигКредит» планирует придерживаться рисковой политики, которая позволит нам в случае любых геополитических и экономических потрясений продолжить бизнес. Мы не будем наращивать долю рынка любой ценой, она будет расти, но с оглядкой на риск.
Как на вашей компании и на рынке отразились новые законодательные инициативы, предусматривающие льготы, кредитные каникулы и полное списание кредитов мобилизованных граждан?
Мы строго следуем всем нормативным актам, касающимся кредитных каникул для участников СВО, и, конечно, их предоставляем. Но тенденция такова, что после пика обращений за каникулами в сентябре их число резко пошло на спад, чего не наблюдалось в 2020 году. Сейчас их количество находится на низком уровне и не несет угрозы качеству кредитного портфеля. У нас уже есть опыт, мы достаточно точно понимаем уровень просрочки, который может быть на выходе, и учитываем его в рисковой политике.
СЛОЖНОСТИ ФОНДИРОВАНИЯ
Стало ли сложнее привлекать фондирование? Какие каналы привлечения фондирования компания использует на сегодняшний день?
Мы считаем, что каждая крупная компания должна иметь диверсифицированную линейку фондирования. Сюда входят банковские кредиты, корпоративные облигации и займы от физических лиц. Мы стремимся к тому, чтобы держать сбалансированный сплит нашего финансового портфеля от физических и юридических лиц, от банков и фондового рынка. Каждый из этих источников подвержен определенным рискам, и им нужно уделять повышенное внимание.
Конечно, привлекать фондирование стало сложнее. Банки, по нашим оценкам, стали менее охотно кредитовать МФО, потому что видят свои риски. Даже те из них, которые традиционно поддерживали МФО, получая повышенный доход по своим кредитным линиям, перестали это делать. Но если компания может предоставить финансовую отчетность определенного уровня, проверенную аудиторами, если может показать банку свои бизнес-процессы и дать гарантии надежности, то банки идут на это. Так, например, в конце прошлого года «МигКредит» получил от «ТКБ Банка» двухлетнюю кредитную линию на 800 млн руб.
Как вы оцениваете перспективы облигаций как инструмента привлечения фондирования в текущих реалиях?
Облигации – это одна из возможностей нарастить ликвидность для увеличения выдач, но есть определенные подводные камни. Прежде всего это высокие процентные ставки по выпускам МФО, что создает дополнительную финансовую нагрузку компаниям.
На ликвидность облигаций МФО очень серьезно влияют регуляторные ограничения – этим инструментом могут воспользоваться только квалифицированные инвесторы. Андеррайтерам стало гораздо сложнее привлекать инвесторов и работать с этим инструментом. Показательным является тот факт, что две компании из числа лидеров микрофинансового рынка достаточно тяжело продавали свои облигации, даже предлагая доходность выше, чем по депозитам.
Какие купоны, по вашим оценкам, могут в текущей ситуации удержать интерес к рынку ВДО?
Порядка 20%. Судя по недавним размещениям и текущей доходности облигаций компаний.
Планируете ли вы в дальнейшем привлекать средства за счет размещения облигаций?
Да, такие планы есть. Мы планируем в 2023 году разместить два выпуска на общую сумму 900 млн руб. – предположительно в середине и конце года. Но главный критерий здесь – необходимость развития основного бизнеса по выдаче займов. Поэтому все будем делать взвешенно и осмотрительно.
Какова структура собственности вашей компании на сегодняшний день?
Единственным акционером МФК «МигКредит» на данный момент является ООО «Денум», холдинговая компания группы Denum. Конечным бенефициаром данной компании выступает траст, действующий в интересах семьи Александра Мамута.
Каковы финансовые показатели МФК «МигКредит» по итогам 2022 года?
По предварительным оценкам, выручка составила порядка 4,7 млрд руб., чистая прибыль – около 289 млн руб., чистый долг – 1,3 млрд руб., EBITDA – 696 млн руб.
Как на сегодняшний день влияет динамика ключевой ставки на рынок микрокредитования?
Ключевая ставка, безусловно, оказывает влияние на весь финансовый рынок. Чем она ниже, тем дешевле стоимость денег для МФО. Практика такова, что кредитование как от банков, так и от физических лиц привязывается к ставке рефинансирования.
Вообще рынок микрозаймов очень серьезно зависит от банковского. И любые его колебания тут же отражаются на микрофинансах. Вопрос – в какую сторону. Если ставка сильно растет, банки предлагают клиентам более высокие проценты, и рынок сразу получает сигнал, что стоимость денег увеличивается, экономика постепенно адаптируется к этому.
Предлагает ли ваша компания какие-либо антикризисные программы?
Антикризисная программа в нашем случае касается прежде всего кредитных каникул. Кроме того, мы диверсифицируем нашу бизнес-стратегию и не только делаем ставку на классический микрофинансовый рынок, но и развиваем несколько других направлений, которые позволят снизить всякого рода риски.
С точки зрения команды в рамках нашего холдинга Denum действует финтех-компания Denum Tech, которая является резидентом инновационного центра «Сколково» и занимается технологическим обслуживанием всех входящих в группу структур. Она аккредитована Минцифры, что помогает нам легче проходить кризис, мы более-менее прикрыты от ИТ-рисков за счет работы высококвалифицированных специалистов.
ТРЕНДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
На какие продукты и решения вы делаете ставку в текущих условиях?
Наша стратегия развития предполагает акцент на основном бизнесе – выдаче краткосрочных и среднесрочных потребительских займов. Но подразумевает и расширение других направлений. Мы выпускаем еще один новый продукт, который позволит нам диверсифицироваться и выйти на рынок более качественных клиентов. Речь идет о револьверном лимите, когда клиент имеет возможность частично снимать деньги, а потом их восполнять. Эта гибкая технология позволяет ему использовать столько средств, сколько ему нужно, чтобы закрыть свою потребность, а не выбирать весь займ, как в рамках других финансовых продуктов. Также планируем под брендом TezFinance наращивать кредитование мигрантов. Считаем это направление очень перспективным и рассчитываем в следующем году войти в топ-3 в этом сегменте.
Какие тенденции, на ваш взгляд, будут определять развитие рынка МФО и рынка кредитования в целом в ближайшем будущем?
Прежде всего это будут регуляторные новации, например, снижение дневной процентной ставки. Мы отмечаем рост интереса к вопросам продажи и приобретения портфелей микрозаймов. Очевидно, что в этом году количество таких сделок может возрасти. Один из основных вопросов, которые тут надо будет решить, – как монетизировать портфель краткосрочных займов в условиях фактического отсутствия привязанности клиентов к одной МФО, ведь многие граждане имеют займы сразу в нескольких компаниях.
Понятно, что мелким игрокам становится все сложнее поддерживать свою собственную операционную эффективность. При этом доходность микрофинансового рынка падает за счет регуляторики. Соответственно, чтобы позволить себе работу на этом рынке и иметь ту же самую доходность на собственный капитал, компании должны двигаться в сторону оптимизации. И эта оптимизация может быть достигнута благодаря слиянию нескольких компаний.
Кроме того, мы отмечаем повышение интереса к микрофинансовой отрасли со стороны банков – ряд из них смотрит в сторону развития собственных МФО либо организации совместных предприятий. Рынок МФО остается для них достаточно привлекательным, некоторые банковские игроки получают достаточно большую прибыль от МФО, которая даже иногда превышает прибыль от их собственных операций. Поэтому у них есть стимул пересмотреть свою рисковую политику и расширить продуктовую линейку за счет микрофинансовых сервисов.