«Интерлизинг», Сергей Савинов: В 2022 году мы планируем разместить несколько выпусков облигаций и привлечь до 5 млрд руб.
Компания «Интерлизинг» планирует в текущем году разместить несколько выпусков облигаций и привлечь до 5 млрд руб. В будущем компания не исключает IPO. В настоящее время в обращении находятся два выпуска облигаций «Интерлизинга» объемом 2,5 млрд руб. Компания делает ставку на открытый диалог с инвесторами, прозрачность финансовой отчетности и бизнеса и даже ежеквартально рассчитывает для облигационеров ряд ключевых показателей деятельности. По итогам 2021 года чистая прибыль «Интерлизинга» по МСФО ожидается на уровне 900 млн руб., что превысит аналогичный показатель 2020 года более чем в 2 раза. По итогам 9 месяцев 2021 года чистая прибыль компании по РСБУ составила 498 млн руб., а выручка достигла 13,8 млрд руб. О потенциале роста российского рынка лизинга и перспективах его ключевых моделей, стратегии развития компании, специфике фондирования, тенденциях спроса на лизинговом и облигационном рынках в интервью RusBonds рассказал генеральный директор «Интерлизинга» Сергей Савинов.

Как вы оцениваете динамику развития российского рынка лизинга на сегодняшний день?

Российский рынок лизинга демонстрирует устойчивые темпы роста. Согласно последнему исследованию «Эксперт РА», за 9 месяцев 2021 года объем нового лизингового бизнеса вырос на 54% и составил 1 505 млрд руб. Итоговые результаты 2021 года превысят порог в 2 трлн руб. и установят абсолютный рекорд как по количеству заключенных договоров, так и по сумме сделок. При этом мы считаем, что уровень проникновения лизинговых услуг все еще остается на достаточно низком уровне и имеет значительный потенциал роста.

Динамика рынка в будущем будет зависеть от состояния экономики не только в России, но и в мире. Ключевым сегментом рынка лизинга на данный момент является легковой и грузовой автотранспорт. Динамика его развития в 2022 году во многом будет определяться степенью восстановления производства и наличием или отсутствием дефицита предметов лизинга в наиболее востребованных секторах рынка.  

Как изменился рынок в период пандемии? Произошло ли снижение спроса? Увеличилось ли количество должников?

Не совсем верно говорить о падении спроса в период пандемии в связи с введенными ограничениями и нерабочими днями – спрос сохранялся, но он стал «отложенным». И после снятия всех ограничений мы отметили стабильно высокий спрос во всех сегментах рынка, где работает «Интерлизинг». В связи с дефицитом на рынке автотранспорта и спецтехники в 2021 году, ожидаемым ростом стоимости предметов лизинга и стоимости фондирования мы видим высокую потребность в лизинге со стороны клиентов.

Если говорить о количестве просроченных платежей в целом по рынку, то данный параметр отличается в зависимости от политики лизинговой компании и ее аппетита к риску. В «Интерлизинге», благодаря нашему подходу к анализу клиентов и риск-политике, уровень просроченной задолженности находится на стабильно низком уровне. В совокупности с ростом текущей рыночной стоимости предметов лизинга из-за девальвации рубля и дефицита у поставщиков обеспечивается комфортный для нас показатель соотношения долга к залогу по лизинговому портфелю.

Какова ваша политика работы с должниками?

В нашей компании регламентирована и автоматизирована система работы с клиентами с просроченной задолженностью. На первом этапе это soft-collection, затем ведется претензионная работа, и уже после этого мы принимаем решение о расторжении договора и изъятии предмета лизинга или передаче спора на рассмотрение суда. В целом в «Интерлизинге» выстроена конвейерная система работы с дебиторской задолженностью по розничным сделкам, в корпоративном сегменте мы подходим к рассмотрению вопроса индивидуально по каждому клиенту: предлагаем варианты реструктуризации и ищем пути выхода из сложной ситуации. Доля просроченной задолженности по отношению к лизинговому портфелю на 01.12.2021 составила 1,6%. И если говорить о сроке оборачиваемости реализуемых активов, то он составляет в среднем 80 дней. Это очень хорошие показатели.

Предлагали/предлагаете ли вы какие-либо программы поддержки клиентов, реструктуризации задолженности?

В период активной фазы пандемии мы понимали важность диалога с клиентами. Мы все оказались в беспрецедентной ситуации. К сожалению, в 2020 году «Интерлизинг», как и многие лизинговые компании и банки, столкнулся с волной зачастую необоснованных «панических» запросов о кредитных каникулах и реструктуризации графика платежей. Нами была проведена огромная работа с лизингополучателями. Были разобраны сотни обращений клиентов об изменении условий договоров. По результатам проведенных переговоров и внутреннего анализа в каждом конкретном случае мы принимали решение об обоснованности обращения лизингополучателя и целесообразности реструктуризации и/или предоставления отсрочки погашения платежей.

В итоге наш лизинговый портфель показал высокую степень устойчивости, а лизингополучатели продемонстрировали способность исполнять обязательства по договорам даже в кризисный период. С рядом клиентов мы пришли к соглашению по реструктуризации обязательств, но процент договоров, по которым она потребовалась, в итоге составил не более 10%. Спустя год после проведения реструктуризаций можно констатировать, что практически во всех случаях лизингополучатели без особых сложностей исполнили свои обязательства.

Какова специфика лизинга автотранспорта и оборудования? Какие направления для вас являются ключевыми?

«Интерлизинг» является универсальной лизинговой компанией, мы готовы предложить своим клиентам как автотранспорт, так и оборудование и спецтехнику. Ключевым направлением для нас является работа с компаниями малого и среднего бизнеса, при этом мы не ограничиваемся каким-либо одним сегментом – портфель компании сбалансирован по видам предметов лизинга и не имеет явно выраженной специализации. По итогам 9 месяцев 2021 года концентрация портфеля на одном типе предметов лизинга не превышала 25%.

Наши компетенции и опыт работы позволяют нам предлагать своим клиентам решения, которые учитывают не только специфику предметов лизинга, но и сферу работы лизингополучателя. Мы разработали специальные программы финансирования для компаний из сферы логистики, сельского хозяйства, такси, а также совместные решения с производителями спецтехники и автотранспорта. Каждая программа учитывает особенности конкретного направления бизнеса, такие как авансовый платеж по договору, структура платежей внутри года с учетом сезонных факторов, специфику страховой защиты имущества и многие другие параметры сделки.

Опишите портрет типичного лизингополучателя. Каков сегодня средний чек сделки?

Сегодня наш клиент – это представитель микро, малого и среднего бизнеса, на УСН и общей системе налогообложения. Если говорить о сферах деятельности, то это торговля, производственные компании, грузоперевозки, такси, сельское хозяйство, медицина, аренда и пр. Средний чек сделки составляет порядка 5,3 млн руб.

До 70% портфеля «Интерлизинга» приходится на автомобили, строительную и дорожную технику. Не считаете ли вы этот сегмент чересчур перегретым и конкурентным? Какие другие сегменты вы считаете перспективными?

Да, автолизинг наиболее конкурентен, но в тоже время является самым востребованным направлением среди клиентов сегмента МСБ на сегодняшний день. Проникновение лизинга в продажи легкового транспорта находится на уровне 10,5%, легкого коммерческого транспорта – 33%, а грузового – 74%. При этом проникновение лизинга в продажи легковых автомобилей все еще имеет существенный потенциал роста, так, например, в странах Западной Европы этот показатель доходит до 40%.

Если говорить о рынке строительной и дорожно-строительной техники, то здесь есть существенный потенциал развития, он, однозначно, не перегрет. Мы обладаем необходимыми компетенциями, чтобы эффективно работать с данным сегментом, в том числе по вопросам ремаркетинга изъятой техники.

И, как я уже отметил ранее, мы не ограничиваемся сегментом автотранспорта и спецтехники. «Интерлизинг» традиционно уделяет внимание сектору оборудования. На данный момент в портфеле компании порядка 20% предметов лизинга составляет различное производственное и медицинское оборудование. И несмотря на невысокую ликвидность данного сегмента по сравнению с техникой с ПТС и ПСМ, уровень дефолтов по сделкам с оборудованием ниже. Например, сегмент медицинского оборудования показал очень хорошую динамику в период пандемии, и мы ожидаем, что спрос на него сохранится на достаточно высоком уровне и в текущем году.

Также мы видим большой потенциал инструмента подписки – мы планируем развивать ее в перспективе ближайших нескольких лет, когда поймем, что рынок к этому готов.

Произошел ли за последнее время рост спроса на онлайн-услуги и рост данного направления в вашей компании?

В 2020 году мы начали систематическую работу по развитию онлайн-канала продаж. В 2021-м перевыполнили план по объему нового бизнеса – рост относительно 2020 года составил 3х. Мы развиваем цифровые каналы, расширяем воронку лидогенерации. Особое значение придаем росту конверсии из обращений, поступающих через сайт, лид-формы соцсетей в целевые лизинговые заявки. По этому показателю по сравнению с 2020 годом рост составил более 30%. Основная цель на 2022 год – увеличение доли онлайн-канала продаж в общем объеме нового бизнеса.

Помимо этого, мы продолжаем развивать направление партнерских продаж. В сентябре 2021 года «Интерлизинг» успешно подключился к сервису «1С: Лизинг». Благодаря этому пользователи программы «1С:Бухгалтерия» могут получить доступ к лизинговым программам нашей компании. Также мы видим большой потенциал в сотрудничестве с маркетплейсами. «Интерлизинг» уже работает с рядом площадок, в том числе с агрегатором «Развивай.рф». В дальнейшем планируем привлекать еще больше партнеров для продвижения лизинговых услуг. 

Может ли ситуация с «Роснано» повлиять на стоимость финансирования лизинговых компаний, в том числе аффилированных с государством?

За последнее время было высказано очень много мнений относительно ситуации с долгом «Роснано». Дефолт не был допущен, но у рынка нет единого мнения, каким образом будут исполнены обязательства в будущем. У инвесторов изменилась оценка надежности компаний, аналогичных «Роснано», и сейчас преобладают негативные оценки данного сегмента рынка. Для аффилированных с государством компаний этот прецедент наверняка будет иметь негативные среднесрочные последствия. Я ожидаю охлаждения спроса на облигации подобных компаний среди частных инвесторов и, возможно, роста стоимости заимствований. В целом на рынке облигаций я жду эффекта «оздоровления»: инвесторы должны пересмотреть свой подход к выбору бондов, здраво оценивать риск инвестиций в ту или иную компанию, и при выборе эмитента ориентироваться не только на имя, но и на реальные показатели деятельности. На рынке заимствований негосударственных лизинговых компаний мы не ожидаем существенных изменений стоимости фондирования.

Видите ли вы тенденцию к консолидации лизинговых компаний? Какое будущее у мелких лизинговых предприятий (особенно в регионах) с портфелями 1-2 млрд руб. и меньше?

Рост конкуренции приводит к давлению на небольшие региональные лизинговые компании. Увеличивается административная нагрузка, усложняется доступ к фондированию, в условиях кризиса растет риск дефолта при недостаточно диверсифицированном портфеле лизингополучателей. В каждый кризисный период мы видели прецеденты банкротств лизинговых компаний. Для многих собственников относительно небольших предприятий в текущем году может встать вопрос о целесообразности дальнейшего самостоятельного ведения бизнеса.

Ожидаете ли вы сделок M&A на рынке лизинга в ближайшие 1-2 года?

На российском рынке лизинга есть несколько примеров успешных сделок M&A. С развитием рынка и усилением конкуренции за клиента процесс укрупнения неизбежен. При определенных условиях поглощение региональных предприятий может принести резкий рост объемов бизнеса, но всегда необходимо рассматривать портфель конкретной компании и внутренние процедуры управления – будет ли такое слияние эффективным и принесет ли синергетический эффект или это будет всего лишь форма поглощения лизингового портфеля.

Считаете ли вы возможным развитие секьюритизации как метода финансирования лизинговой отрасли?

Российский рынок лизинга уже достаточно давно созрел для секьюритизации, так как она дала бы возможность лизинговым компаниям привлекать большой объем фондирования с относительно невысокой стоимостью даже при отсутствии у них высокого кредитного рейтинга. Однако особенности налогового законодательства, а также необходимость регистрации большинства видов предметов лизинга значительно тормозят развитие данного способа финансирования.

Потенциально инвесторам были бы интересны облигации, обеспеченные любыми видами лизинговых активов, позволяющими генерировать постоянный денежный поток в виде лизинговых платежей и обладающими приемлемым уровнем ликвидности – автомобилями, колесной техникой, оборудованием и пр. Очевидно, что пока рынок делает только первые робкие шаги в использовании секьюритизации лизинговых активов. Однако в перспективе, особенно при условии соответствующих изменений в законодательстве, этот инструмент может стать не менее популярным, чем, например, секьюритизация ипотечных портфелей.

Почему в сфере лизинга нет публичных компаний и попыток IPO?

Последние два года мы видим резкий рост числа частных инвесторов на рынке. Активно развиваются брокеры, инвестиционные компании, появляются новые инструменты биржевой торговли и ETF-фонды. Параллельно с развитием рынка произошел бум IPO. Было достаточно много размещений компаний из совершенно разных отраслей. Ряд эмитентов рассматривают выход на биржу в текущем году.

Проведение IPO – это амбициозная цель для любой компании. Но для выхода на публичный рынок необходимо построить эффективную работу с инвесторами, обеспечить прозрачность процессов и отчетности компании. Мы не исключаем выход «Интерлизинга» на IPO, но нам предстоит еще достаточно большой путь.

Причиной отсутствия публичных размещений лизинговых компаний является недостаточная капитализация и период роста многих игроков рынка. При этом многие лизинговые компании наращивают долю облигационного фондирования. В некотором смысле это можно рассматривать как практику работы с публичным рынком и сторонними инвесторами. Возможно, следующим шагом для некоторых лизинговых предприятий станет IPO.

Кто, по вашему мнению, будет регулятором отрасли и как это повлияет на нее?

Данный вопрос имеет очень длинную историю. У участников рынка, потенциальных регуляторов и законодателей разный взгляд на принципы, по которым должна быть выстроена система контроля лизинговых компаний. Лизинговое сообщество находится в диалоге со всеми сторонами процесса. Законопроект о регулировании лизинговой деятельности находится в рассмотрении. Поскольку он не сформирован в окончательном виде, сейчас достаточно сложно говорить о его влиянии на отрасль.

Какие тенденции, на ваш взгляд, будут определять развитие рынка лизинга в ближайшее время?

Основные тенденции, которые будут характеризовать развитие лизинга в ближайшие несколько лет, – это увеличение доли онлайн-продаж, всеобъемлющая цифровизация, роботизация бизнес-процессов, развитие различных видов операционной аренды, увеличение доли лизинга для физических лиц.

Какова стратегия развития компании на ближайшие три года? Цель по стоимости портфеля?

«Интерлизинг» действует в рамках утвержденной в 2020 году Стратегии развития до 2023 года. Она предполагает достаточно активный рост компании как за счет расширения территориальной сети, так и благодаря увеличению эффективности процессов, модернизации продуктовой линейки, росту объема онлайн-продаж.

Предварительные итоги 2021 года позволяют скорректировать плановые показатели по объемам бизнеса в сторону значительного увеличения. Также за прошедший год еще более очевидной стала необходимость инвестиций в цифровизацию всех направлений деятельности компании.

Планируете ли развивать сделки операционного лизинга? Если да, то что для этого нужно сделать и какую долю планируете по этому направлению к 2024 году?

Мы видим потенциал в расширении нашей продуктовой линейки операционной арендой в сегментах легкового автотранспорта, сельскохозяйственной техники и грузовых автомобилей. Среди ключевых факторов роста данного сектора – в первую очередь господдержка через субсидирование (по аналогии с программой Минпромторга «Доступная аренда»). Также это постепенное изменение модели потребления на sharing. Существенное развитие как каршеринга, так и кикшеринга в последние годы тому подтверждение. Кроме того, это стремление компаний к сокращению долговой нагрузки при работе с активами, имеющими длительный срок эксплуатации, и оптимизации расходов на обслуживание. Развитие отрасли – в управлении качеством эксплуатации актива и оптимизации персонального предложения непосредственно под заказчика за счет предоставления всего комплекса услуг в едином цифровом окне.

На текущий момент мы тщательно анализируем клиентский путь, проводим различные исследования относительно удобства пользования теми или иными сервисами компании, наращиваем компетенции в управлении активами и работе с поставщиками, чтобы к 2024 году довести долю операционного лизинга в портфеле компании до 10%. При этом финансовый лизинг будет продолжать сосуществовать в предложениях лизинговых предприятий, ведь одно из правил инвестирования не меняется – приобретай то, что дорожает, арендуй то, что дешевеет. 

Среди ваших клиентов много малых предприятий и ИП. Как вы оцениваете динамику кредитоспособности и рисков этого сегмента в ближайшие 1-2 года?

Спрос на лизинг со стороны сегмента МСБ с каждым годом растет. Но именно период пандемии ускорил развитие розничного сектора, работающего в основном с малыми и средними предприятиями. Доля МСБ в новом бизнесе лизинга за последние три года выросла с 42% до 66%, согласно данным «Эксперт РА». И данная динамика сохранится – лизинг для МСП становится все более простым и доступным финансовым инструментом. Его главное преимущество — скорость и удобство приобретения основных средств.

В июне 2020 года банк «Уралсиб» получил контроль над «Интерлизингом» и его дочерними компаниями. С какой целью была проведена сделка?

Компания «Интерлизинг» и банк «Уралсиб» следуют стратегическому плану совместного развития, согласно которому начиная с 2017 года предоставлено фондирование лизинговых сделок на сумму свыше 30 млрд рублей более 3,5 тыс. клиентам. Интеграция в банковскую группу позволяет компании продолжить увеличивать темпы роста бизнеса и долю рынка при поддержке ПАО «Банк Уралсиб», являющегося одним из крупнейших российских универсальных банков федерального уровня.

Каковы основные финансовые показатели компании по итогам 2021 года?

Чистая прибыль по МСФО по итогам 2021 года ожидается на уровне 900 млн руб., что превысит аналогичный показатель 2020 года более чем в 2 раза. По итогам 9 месяцев 2021 года чистая прибыль по РСБУ составила 498 млн руб., а выручка достигла 13,8 млрд руб.

Объем нового бизнеса «Интерлизинга» по итогам 9 месяцев 2021 года составил 19 млрд руб. Мы заключили более 4 тыс. сделок с более чем 2 тыс. лизингополучателей. За аналогичный период 2020 года объем нового бизнеса достиг 12 млрд руб.

Какая доля роста вашего портфеля приходится на новый бизнес, а какая – на прирост стоимости лизингового имущества из-за инфляции?

Мы не производим переоценку стоимости лизингового портфеля в результате инфляции или изменения курса национальной валюты. Стоимость предмета лизинга и сумма лизинговых платежей зафиксированы на момент формирования первоначальной балансовой цены предмета лизинга.

В настоящее время в обращении находятся два выпуска облигаций «Интерлизинга» объемом 2,5 млрд руб. На что были потрачены привлеченные средства?

Все средства, привлеченные в рамках размещения облигаций, мы направляем на финансирование новых договоров лизинга и на рефинансирование действующего портфеля договоров с целью высвобождения кредитных лимитов в банках. Таким образом, средства инвесторов мы «конвертируем» в работающий лизинговый портфель.

Расскажите о специфике фондирования: каков процент банковских кредитов, какая часть привлекается за счет бондов? Какие банки вас кредитуют, кроме «Уралсиба»?

В 2021 году мы значительно расширили пул наших банков-партнеров. На данный момент, кроме банка «Ураслиб», «Интерлизинг» имеет действующие кредитные лимиты в Альфа-банке, Сбербанке, банке «Зенит», СМП-Банке, СНГБ и ПСБ.

Доля облигационного фондирования сравнительно невелика и составляет около 12%. Однако мы видим большой потенциал в данном инструменте и планируем расширение практики облигационных займов в 2022 году.

Собственный капитал также является важным источником финансирования лизинговых сделок. Для поддержания устойчивости компании, его отношение к активам не должно быть менее 12-13%. Вместе с тем чрезмерная капитализация компании приводит к снижению эффективности бизнеса с точки зрения акционера.

В чем плюсы и минусы для вас привлечения средств путем размещения облигаций?

Главным плюсом привлечения фондирования с помощью размещения облигаций является отсутствие избыточных ограничений при инвестициях в предметы лизинга. Если мы сравниваем облигационное финансирование с банковскими кредитами, то в первом случае мы получаем большую свободу действий в части определения размера авансового платежа, срока договора лизинга, у нас отсутствуют обязательства по залогу и страхованию предмета лизинга в пользу банка, нет моратория на досрочное закрытие договора лизинга, что значительно упрощает его администрирование в период жизненного цикла, например в случае страхового события с легковым автотранспортом.

Рынок диктует нам достаточно сжатые сроки одобрения лизинговых заявок. В розничном лизинге нет времени на согласование элементов сделок с банками. Облигационное финансирование позволяет принимать решение в сжатые сроки, ориентируясь исключительно на свою собственную политику оценки рисков, и не тратить время на согласования с банками-партнерами.

Еще одним важным фактором является низкая заинтересованность банков в предоставлении финансирования на оборудование и спецтехнику с относительно низкой ликвидностью. При этом мы видим стабильный спрос на данные предметы лизинга. Привлечение средств через инструменты облигационного заимствования позволяет решать вопросы финансирования таких договоров лизинга.

Из минусов облигационных займов можно отметить относительно высокие административные барьеры для выхода на рынок и чуть более высокую стоимость заимствований по сравнению с банковскими кредитами.

Какие условные гарантии вы можете дать инвесторам по выплате купонов/займов?

Вопрос надежности эмитента крайне актуален для частных инвесторов, у которых зачастую нет навыков и опыта анализа отчетности и расчета показателей эффективности деятельности компаний. Мы ведем открытый диалог с нашими инвесторами, своевременно публикуем отчетность с комментариями и самостоятельно ежеквартально рассчитываем ряд ключевых показателей деятельности «Интерлизинга» для удобства анализа со стороны инвестора. Мы считаем, что для долгосрочного сотрудничества с облигационерами открытость и прозрачность деятельности эмитента – единственно возможный путь. Прозрачность нашей деятельности и понимание инвестором ее ключевых результатов является «условной гарантией» исполнения нами обязательств по выплате купонов и погашению займов.

Я неоднократно сталкивался со скептическим отношением частных инвесторов к рейтингам эмитентов и достоверности бухгалтерской отчетности. Принимая во внимание серию дефолтов, произошедших за последние годы, этот скепсис имеет под собой некоторые основания, но развитие института кредитных рейтингов необходимо рынку. Нужно понимать, что как инвесторы, так и рейтинговые агентства могут столкнуться с недобросовестными действиями со стороны эмитентов. Поэтому при анализе рисков необходимо оценить как минимум три ключевых фактора –  наличие кредитного рейтинга, благонадежность и репутацию аудитора, открытость эмитента и степень раскрытия им результатов деятельности компании. Если говорить об «Интерлизинге», с 2020 года аудит нашей отчетности по РСБУ и МСФО проводит представитель большой четверки KPMG, «Эксперт РА» присвоило нашей компании рейтинг ВВВ+ с позитивным прогнозом, мы регулярно проходим проверки налоговой службы в рамках возмещения НДС и мониторинг в первоклассных банках-кредиторах, что является дополнительным подтверждением корректности ведения учета и устойчивости нашего бизнеса.

С ростом числа частных инвесторов мы планируем проводить «День инвестора» в онлайн-формате, где каждый держатель облигаций или заинтересованное в приобретении бондов лицо сможет задать вопросы о деятельности компании. Надеемся, что эти шаги позволят инвесторам сформировать собственное мнение об «Интерлизинге» как о надежном заемщике.

Планируете ли вы в дальнейшем привлекать средства на долговом рынке? Расскажите о параметрах планируемых размещений.

Мы высоко оцениваем потенциал привлечения финансирования через инструмент биржевых облигаций. К сожалению, текущая конъюнктура рынка неблагоприятна для эмитентов, но мы продолжаем постоянно отслеживать ситуацию. В 2022 году мы ожидаем стабилизации ставок и рассчитываем разместить несколько выпусков облигаций и привлечь до 5 млрд руб.

Как рост стоимости заимствований влияет на бизнес лизинговых компаний?

Рост стоимости фондирования отражается на общем инвестиционном климате в стране. Пока мы не видим охлаждения спроса на лизинговые услуги. При условии сохранения спроса мы будем стремиться поддерживать показатели маржинальности нашего бизнеса.

Надеемся на то, что меры, предпринимаемые ЦБ, дадут эффект. При стабилизации инфляции и ДКП у рынка появится возможность как минимум среднесрочного прогнозирования, а значит, вырастет инвестиционная активность бизнеса