«Славянск-Эко», Михаил Черкасов: Мы планируем размещение облигаций объемом 2-5 млрд руб. в первой половине 2022 года и выпуск евробондов в конце 2022 – начале 2023 года
«Славянск-Эко» в прошлом месяце успешно разместил дебютный транш облигаций объемом 3 млрд руб. Компания высоко оценивает преимущества бондов как инструмента привлечения финансирования, особенно в текущих условиях паритета процентных ставок облигаций и банковских кредитов и планирует со временем полностью заменить кредиты долговыми ценными бумагами. В первой половине 2022 года на российском рынке «Славянск-Эко» планирует еще одно размещение облигаций объемом 2-5 млрд руб., а в конце 2022 – начале 2023 года – выпуск евробондов, возможно, с «зеленым» компонентом. Копания столкнулась с беспрецедентным падением цен на нефтепродукты в пандемийном 2020 году. Выручка по итогам 2020 года сократилась на 27%. Однако, благодаря грамотно организованным бизнес-процессам, уже по итогам 2021 года «Славянск-Эко» ожидает выручку в районе 140 млрд руб., что выше показателя 2019 года на 40%. Важной частью стратегии развития кампании является экологичность продукции и производства и следование принципам ESG. Нефтеперерабатывающий завод строился по последним технологиям с действующими принципами экологической экспертизы проектов. И компания готова вкладывать средства в консервацию избытка углеродных газов в опустевших газовых и нефтяных пластах, лесонасаждения и другие инициативы по защите окружающей среды. О специфике работы на российском рынке нефтепереработки и его перспективах развития, экспорте, нюансах госрегулирования, проблемах и преимуществах экологических программ, утопии европейской стратегии масштабного сокращения потребления нефтепродуктов и преимуществах фондирования за счет облигаций в интервью RusBonds рассказал директор по корпоративному финансированию компании «Славянск ЭКО» Михаил Черкасов.  

Как вы оцениваете развитие рынка нефтепереработки России на сегодняшний день?

Рынок, а затем государство поделили участников сектора нефтепереработки на 3 группы: вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи), независимые нефтеперерабатывающие заводы, имеющие право на жизнь, и независимые НПЗ, не имеющие права на жизнь. Причем по признаку «право на жизнь» совсем недавно селекцию провело государство.

Несмотря на жесткость, данная селекция имеет некоторое обоснование. Небольшие предприятия, которые не могут позволить себе миллиарды долларов инвестиций в новые технологии, наверное, могут удовлетворять мелкие нишевые потребности рынка. Но в целом рынку нужны большие объемы качественного бензина, дизельного топлива и сырья для нефтехимической промышленности. А небольшие предприятия пользовались возможностью разбавить качественный продукт своим полуфабрикатом и продать под видом исходного. Не хочу очернять всех, но б?льшая часть мелких участников рынка строила свой бизнес на этом фундаменте – посмотрите многочисленные криминальные новости о замерах качества топлива на АЗС.

Установив на внутреннем рынке с помощью налогового маневра высокий уровень стоимости нефтяного сырья, государство практически вывело из игры все независимые НПЗ. Но предоставив правительственные субсидии для тех, кто готов инвестировать большие средства в технологии, государство оставило жить еще около десятка независимых игроков. Хотя жизнь эта отнюдь не беззаботна: в короткие сроки надо запустить в эксплуатацию сложные технологические блоки, стоящие сотни миллионов долларов. И отчитываться о ходе работ надо ежемесячно.

В отличие от производства продуктов питания, многообразие технологических подходов в нефтепереработке не может подстраиваться под разные вкусы. Производство опасное, токсичное, продукты и технологии должны быть унифицированы. Поэтому сложности выживания оставшихся мелких игроков в каком-то смысле несут пользу для экономики. Однако если бы заемные источники финансирования были доступнее, небольшие предприятия также могли бы внедрять дорогие и сложные технологии. Как бы то ни было, у нас есть около 3 десятков заводов, принадлежащих ВИНКам и около десятка независимых НПЗ, ведущих активную модернизацию. Тем небольшим НПЗ, которые все же сохранились, я желаю непреклонной воли к жизни и доступности финансирования для того, чтобы войти в число указанных «счастливчиков».

В России до сих пор не удовлетворены базовые потребности в качественном автомобильном бензине и дизельном топливе, несмотря на достаточные статистические балансы. Поэтому государство стимулирует, а сами участники рынка стремятся произвести необходимые объемы этих продуктов. К 2024–2025 годам спрос на бензин должен быть удовлетворен за счет масштабного строительства новых установок на большинстве заводов. Дизтопливо производится в превышающих спрос количествах, но спросите у владельцев грузовиков и сельхозтехники, каким топливом они заправляются. И многие ответят, что на заправках «no name» покупают нечто, на 3 рубля за литр более дешевое, чем в сетях ВИНКов.

Российской экономике нужны качественные, экологически чистые нефтепродукты. Как для внутреннего рынка, так и для экспорта. И именно второй канал продаж – ответ на притчу во языцех о зависимости нашей экономики от экспорта углеводородного сырья. Бензин – вместо нефти, бензин дороже сырой нефти примерно на 150 долларов за тонну.

Какую долю российского рынка нефтепереработки занимает «Славянск-Эко»? Какова доля компании в Краснодарском крае?

«Славянск-Эко» занимает около 2% российского рынка нефтепродуктов. Наша цель – создание абсолютно нового производства на основе самых современных стандартов. Мы начали строить наш завод в «чистом поле» в 2015 году. А значит, мы по определению экологичнее и эффективнее большинства заводов, построенных ранее, даже принадлежащих ВИНКам. Тонна бензина, выпущенного НПЗ 1939 года, не эквивалентна тонне бензина, произведенного на новейшем оборудовании. И для нас, и для наших инвесторов и кредиторов важнее эффективность на 1 тонну, а не их количество.

Тем не менее объем производства «Славянск-Эко» – 5,2 млн тонн в год. В течение 2022 года мы надеемся за счет реконструкций существующих установок достичь 6 млн тонн. Это около 1/5 общего объема переработки Краснодарского края. Но мы не соревнуемся с нашими коллегами по цеху в объемах. Важнее качество технологий и эффективность на каждый инвестированный рубль. Она у нас выше, чем у большинства конкурентов в сегменте.

Какие направления бизнеса для вас являются ключевыми на сегодняшний день?

Основные драйверы нашего финансового роста – запускаемые установки. Каждая приносит дополнительную эффективность на тонну перерабатываемого сырья. Поэтому процесс модернизации (улучшения технологий, не путайте с реконструкцией, когда перестраивается уже существующее производство) – главная идея наших акционеров и менеджмента.

Мы строим комплекс по производству высокооктановых бензинов, который надеемся запустить к концу 2023 года. Также на стадии подготовки к запуску битумная установка для производства высококачественного дорожного покрытия, блок сжижения углеводородных газов пропана и бутана, блок подготовки авиационного керосина. Первые 2 проекта надеемся завершить к апрелю 2022 года, авиатопливо – к середине 2022 года.

Кроме того, мы готовим крупные проекты по выпуску сырья для нефтехимического производства – но это на более дальнюю перспективу. Наше обязательство перед государством – запустить бензиновый комплекс не позднее конца 2025 года. Запас времени есть, но мы, безусловно, заинтересованы в скорейшей реализации проектов.

Какие основные продукты вы выпускаете? Кто ваши ключевые клиенты?

Сейчас мы выпускаем продукты первичной атмосферной переработки нефти (нафта, газойль), а также продукты углубленных процессов (вакуумный газойль, стабильная нафта, керосиновая фракция) и остаток нефтепереработки гудрон, доля которого не превышает 15% от объема переработанного сырья. Большая часть продуктов экспортируется, благо, завод расположен в 40-70 км от основных портов черноморского побережья.

Наши основные клиенты – крупнейшие мировые перерабатывающие компании, приобретающие у нас компоненты для своих производственных процессов, и международные трейдинговые компании – British Petroleum, Totsa, Vitol, Trafigura и т.п.

Расскажите об экспортном направлении – каковы его объем, доля в структуре продаж, динамика развития, география, основная продукция, спрос и пр.?

Более 70% объема продукции реализуется заводом по прямым экспортным контрактам. Да и та доля, которая формально продается на внутреннем рынке, также уходит на экспорт и покупается либо российскими трейдинговыми компаниями, либо подразделениями международных трейдеров в России.

Наши продукты доставляются покупателями на НПЗ Европы и Северной Америки. Какая-то часть идет в Азию, например, большое количество нафты сейчас закупается Южной Кореей.

Наш завод ориентирован и логистически, и технологически на запросы иностранных клиентов. Но они приобретают полуфабрикаты, служащие сырьем (feed stock) для зарубежных НПЗ, где производят бензин, дизтопливо и продукты нефтехимии. Мы бы, конечно, зарабатывали больше, поставляя бензин, а не нафту (сырье для его производства). Поэтому, строя новые установки, мы закладываем линейный рост нашей эффективности. Бензин стоит дороже нафты, а его рынок по объему – такой же. Наш бензиновый комплекс изначально спроектирован под выпуск топлива стандарта ЕВРО-5 без каких-либо присадок. Это полностью соответствует требованиям всех цивилизованных рынков, и российского в том числе.

Более того, наш комплекс без реконструкции будет готов к выпуску бензина стандарта ЕВРО-6, который еще не введен. Мы готовы и к переключению на внутренний рынок. Вдобавок наши акционеры владеют сетью более 100 собственных АЗС, чего, кстати, нет ни у одного независимого НПЗ. Так что определенный рынок сбыта внутри России нам гарантирован. Ну а опцион на экспорт того же бензина у приморского НПЗ существует всегда.

Как изменились показатели бизнеса в период пандемии? Были ли произведены сокращения рабочих мест? Снизились ли ключевые финансовые показатели – выручка, чистая прибыль, обороты? Были ли приостановлены какие-либо проекты? Наблюдалось ли сокращение спроса?

Пандемия стала самым эффективным стресс-тестом для компании. Самолеты оставались на земле, автомобили – в гаражах, а пароходы стали курсировать реже. Это спровоцировало беспрецедентный коллапс цен на нефтепродукты. Парадокс в том, что спрос на экспортном рынке не снизился. Мировые трейдеры покупали продукты и нефть в прежних количествах – пока дешево, надо брать. Но выручка предприятия в течение 1 месяца сократилась втрое из-за падения цен. Мы каким-то чудом успевали погашать все кредитные транзакции в банках, не попросив даже 1 дня отсрочки.

Но когда уже казалось, что дефолт стучится в двери, показала себя ранее не так ярко осознававшаяся неуязвимость нашего бизнес-процесса. Мы покупаем нефть на будущий месяц, авансируя ее по цене предыдущего. А потом засчитываем аванс, уплаченный нефтяникам, по фактическим средним котировкам месяца поставки. Получилось, что нефтедобывающие компании должны нам теперь сырье еще на пару месяцев вперед. И несмотря на сокращение денежного потока, соотношение выручки и себестоимости стало лучше показателей всех допандемийных лет. К тому же мы достаточно долго получали сырье без дополнительной оплаты. В результате выручка по итогам 2020 года сократилась на 27%, а EBITDA осталась практически на том же уровне, что и в предыдущем году.

Мы продолжали реализовывать все проекты, исполняли обязательства перед всеми контрагентами и закончили год, не потеряв качественных темпов роста бизнеса. В 2020 году мы запустили новую установку стабилизации и разделения бензиновой фракции, которая обеспечила нам возможность производства более дорогих продуктов. И уже по итогам 2021 года, когда мировые цены вернулись на прежние уровни, наша выручка прогнозируется в районе 140 млрд руб., что выше показателя 2019 года на 40%. Мы также ожидаем рост EBITDA не менее, чем на 30% по сравнению с 2019 годом.

В период пандемии мы потеряли нескольких сотрудников, бОльшая часть персонала подверглась заболеванию, и, к несчастью, это продолжается. Но темпы роста компании, ее проекты и финансовая устойчивость, мы надеемся, останутся на прежнем уровне.

«Славянск ЭКО» планирует в 2021-2025 годах направить на модернизацию НПЗ 21 млрд рублей, увеличив глубину переработки до 82% и ожидает добиться роста доли рынка по продуктам с высокой добавочной стоимостью: высокооктановым бензинам, авиакеросину, СУГ, битуму. Расскажите подробнее о планируемой модернизации, инвестициях в проект, ходе его реализации и планируемых результатах. Данная модернизация проводится в рамках соглашения с Минэнерго, и инвестиции будут компенсированы в полном объеме?

Соглашением с Минэнерго установлена наша обязанность ввести в эксплуатацию только комплекс по производству бензинов. Остальные проекты мы ведем в соответствии с собственной стратегией технологической модернизации. Компенсация под названием «обратный акциз» выплачивается тем, кто проводит модернизацию, но привязана она к объемам нефти, закупаемой на внутреннем рынке. Обратный акциз выплачивается нам без задержек ежемесячно. Его размеры исчисляются по очень сложной формуле, которая, в том числе, основана на общем технологическом уровне НПЗ и на цене нефти. Могу сказать, что в текущем периоде размер акциза достаточно высок. Даже если цены на нефть опустятся до уровня 50-60 долларов за баррель, мы получим арифметический эквивалент нашего инвестиционного бюджета.

Но государство платит нам с условием запуска установки. Как вы понимаете, металл подорожал за последние месяцы в 3 раза, то же касается и строительных материалов, и прочих статей расходов. Уже понятно, что запуск установки обойдется нам существенно дороже 21 млрд руб. Тем не менее, государство установило справедливые условия игры и их не нарушает. И мы не собираемся нарушать взятых на себя обязательств.

Какую долю рынка компания планирует занять по итогам модернизации, каких показателей достигнуть?

Доля рынка в нашем сегменте – понятие достаточно расплывчатое. Главное, что мы сможем заменить низкомаржинальный продукт нафту на высокомаржинальный бензин. И продавая тот же объем, сможем получать намного более высокую прибыль. Мы планируем начать продажи собственного высокооктанового бензина через сеть «дружественных» аффилированных АЗС. И там, полагаю, отберем определенную долю рынка этого продукта в Южном федеральном округе не только у безвестных сетей АЗС, но и у крупных игроков, поскольку наш продукт будет таким же качественным, как у «ЛУКОЙЛа» и прочих лидеров.

Авиатопливо – также продукт, которого не хватает в России. Мы ведем переговоры и с южными, и со столичными аэропортами. Повторюсь, модернизация не дает увеличения доли рынка, она обеспечивает производство продуктов с более высокой добавленной стоимостью и позволяет выходить в те сегменты отечественного рынка, где можно конкурировать с существующими крупными игроками.

Какое оборудование и ПО использует «Славянск ЭКО» в настоящее время? Если ли собственный центр разработок?

Мы используем технологические разработки основных производственных узлов от иностранных лицензиаров. Это лидеры наукоемкого сегмента «интеллектуальной нефтепереработки». Основным нашим партнером сегодня является компания UOP/Honeywell. Эта корпорация – не только лидер в области различных каталитических процессов в нефтянке, но также занимает первое место в мире в области авиационного и космического оборудования. Еще один солидный партнер – компания Siemens, поставляющая системы управления технологическими процессами. Среди поставщиков присутствуют и другие всемирно известные бренды. Конечно, есть место и для российских партнеров. Но они заполняют менее опасные и технологически сложные участки производственного процесса.

Наш НПЗ – территория, по которой люди ходят, только если они являются сотрудниками строительных подразделений. Все управление технологическими процессами и даже аварийными ситуациями осуществляют компьютеризированные системы. Пункт управления производством – аналог пункта управления полетами космического центра.

Расскажите о ключевых проектах компании на сегодняшний день и о стратегии развития на ближайшие годы. Какие целевые показатели в нее заложены?

Наши акционеры совместно с менеджментом разработали стратегию развития производства на следующие 10 лет. Причем вся наша команда понимает доминанту экологических требований. И означенная стратегия базируется не на максимальном извлечении прибыли, а на максимальной эффективности производства с учетом растущих экологических ограничений. Ну и, конечно, нельзя забывать о социальном факторе. Сегодня наш завод – фактически градообразующее предприятие, поэтому забота о населении города Славянска-на-Кубани и нашего трудового коллектива – не модный тренд, а постоянная работа.

Стратегическая цель компании – создать высокотехнологичное производство в соответствии с самыми строгими экологическими требованиями. Наши акционеры – люди, увлеченные своим делом. Идея построить завод, чтобы потом продать, вызывает у них категорическое отторжение. Они родились в Славянске-на-Кубани, там живут их семьи, они хотят сделать свое предприятие прибыльным и безопасным, а регион вокруг предприятия – комфортным и экологически чистым.

Что касается финансовой стратегии, мы вышли на публичный рынок с облигациями нашей компании. Был продан дебютный транш в размере 3 млрд руб. Наша цель – заместить со временем банковские кредиты долговыми ценными бумагами. Сейчас важная часть мозговых штурмов внутри компании проводится по тематике ESG. Мы обязательно будем получать соответствующие рейтинги, когда они станут более регламентированными. Пока мы готовим внутреннюю нормативную базу. И главное – постоянно рассматриваются проекты снижения углеродного следа.

Да, по определению наша компания производит продукты с высокой токсичностью. Но есть делать это на самом современном оборудовании и постоянно заботиться о состоянии окружающей среды – мы сможем снизить потенциальный вред до самых минимальных уровней. Мы готовы заниматься лесонасаждениями, оборудовать тепличные хозяйства, консервировать избыток углеродных газов в опустевших газовых и нефтяных пластах. Необходимы четкие правила игры, которые компания будет соблюдать безусловно.

Мы планируем в течение 1-2 лет выход на зарубежные финансовые рынки с выпуском еврооблигаций. И вполне возможно, это будут выпуски с определенным «зеленым» компонентом. Ни в коем случае мы не планируем оседлать волну хайпа и заняться green-washing’ом. Краеугольный камень нашей стратегии – формирование экологически чистого производственного предприятия. Надеемся, что наши экологические рейтинги будут на достойном уровне.

Существуют ли планы по глобальному расширению производства и строительству новых НПЗ?

Глобальное расширение производства не планируется, но выход в течение 5-6 лет на уровень 9 млн тонн в год возможен. Наша стратегия, как я говорил выше, – не увеличение объемов, а углубление производственных процессов. Тем не менее уже сейчас мы получили от компании «Транснефть» технические условия для подключения к магистральному нефтепроводу с указанным лимитом в 9 млн тонн. в год. Физическое подключение к нефтепроводу должно состояться в течение 3-4 лет.

Как влияет госрегулирование, демпфер и сдерживание потребительских цен на отрасль, рентабельность и конкурентоспособность?

Для крупных и средних предприятий введение налогового маневра и демпфирующего механизма – несомненное благо. Эти меры служат удовлетворению запросов рынка на нефтепродукты, которых сейчас недостаточно, а значит, в итоге приведут к повышению конкуренции и снижению цен. Административное сдерживание потребительских цен – мера, конечно, негативно влияющая на отрасль. Но надеемся, что она временная. После запуска всех находящихся в процессе строительства установок по производству бензина дефицит этого продукта исчезнет, и, соответственно, отпадет необходимость в данном методе.

Как вы оцениваете господдержку отрасли?

Сейчас господдержка сверхэффективно стимулирует технологическое развитие отрасли. Прежде всего она дает возможность средним предприятиям, таким как наш завод, выйти на конкурентный уровень с лидерами рынка. А это послужит балансировке внутрироссийских цен на нефтепродукты.

Насколько мешают или помогают экологические и климатические программы и инициативы развитию компании и отрасли в целом? Насколько компания в них участвует?

Как я уже упоминал, важной частью нашей стратегии является экологичность продукции. Это позволяет нам, в том числе, получать больше дохода. Но весь существующий массив государственных норм и рекомендательных установок не формирует тактики реализации экологической стратегии. Нормы разрозненны, правила точно не определены. Сейчас «зеленость» многих компаний состоит в том, что написаны тонны регламентов, которые призывают к не совсем понятным действиям. Позитивное воздействие на природу состоит и в том, чтобы сберечь деревья, из которых сделали эту бумагу.

Надо не формулировать многотомные принципы устойчивого развития, а обозначить четко: верифицированием вредных выбросов занимаются такие-то организации, зеленые насаждения дают такой-то позитивный коэффициент, действия, направленные на утилизацию углеродных газов, оцениваются так-то. И после этого начать подтверждать внешними источниками ESG-историю каждого предприятия. Мы искренне надеемся, что механизмы ESG-контроля будут исчерпывающе закреплены в российских и международных нормативных актах.

Реализованы ли на производстве какие-либо технологии защиты окружающей среды?

У нас никогда в истории предприятия не было атавистических неэкологичных процессов, например открытых факелов. Изначально все системы регулярных и экстренных выбросов заведены в закрытый контур. То же касается и прочих технических агрегатов. Завод строится по последним технологиям с действующими принципами экологической экспертизы проектов. Он с момента появления первой линии на чертеже будущего агрегата соответствует новейшим представлениям об охране окружающей среды и промышленной безопасности.

В Европе прогнозируется масштабное поэтапное сокращение потребления нефтепродуктов в силу введения в действие экологических программ. Как вы оцениваете влияние этого фактора на рынок нефтепереработки в мире и в России? Как «Славянск ЭКО» планирует действовать в случае реализации данных прогнозов?

Если кратко, то человек предполагает, а высшие субстанции решают по-своему. Чуть ниже стала температура за окном, и все европейские электростанции вернулись к отоплению мазутом, углем и другими «безумно вредными для окружающей среды» энергоносителями. Я полагаю, процесс снижения потребления нефтепродуктов в качестве транспортного топлива и источника тепловой энергии будет идти. Но крупные морские суда на водородном топливе мы увидим еще не скоро. Более того, нефть – источник не только энергии, но и самая ценная на свете смесь промышленных компонентов. Нефте- и газохимия, производство смазочных материалов останется с человечеством на столетия. Поэтому чем более глубокие процессы расщепления нефтяного сырья на компоненты мы сможем организовать на нашем предприятии, тем больший потенциал роста бизнеса при любых внешних условиях мы будем иметь.

Как вы оцениваете перспективы развития сегмента биотоплива в мире и в России и конкуренцию со стороны этого направления?

Биотопливо, столь модное в Европе и США еще с начала 2010-х годов, пока не составило реальной конкуренции традиционным видам топлива. Я полагаю, будущее больше за водородной энергетикой и иными сложными технологиями. Добавить спирт в бензин можно, но сделать столько спирта, чтобы заменить бензин, человечеству пока не по карману. Тем более что агрокоммодитиз дорожают сегодня значительно быстрее нефти.

Расскажите о структуре управления «Славянск Эко». За счет чего достигается эффективный менеджмент?

Как ни странно, наши акционеры склонны к коллегиальному принятию решений. Абсолютные self-made люди с неуемной харизмой, которые начали свой бизнес 30 лет назад с торговли бензином из подержанного бензовоза, обсуждают все серьезные вопросы, стратегии и тактики с менеджментом. Это сделало возможным внедрение системы корпоративного управления на основе правильных стандартов. У нас сформирован совет директоров с независимыми членами, комитеты СД. И они реально функционируют. Более того, акционеры постоянно настаивают на повышении компетенций, например, тендерного комитета. Конечно, существует много еще не решенных проблем. Да и бюрократию мы все не очень любим. Но главное, что основная идея корпоративного управления– «коллегиальность» – соответствует духу менеджмента компании.

Какие тенденции будут, на ваш взгляд, определять развитие рынка нефтепереработки в России и в мире в ближайшие годы? В случае снижения спроса на экспортных рынках можно ли ожидать консолидации российского сектора нефтепереработки и производства нефтепродуктов?

Экспортные рынки пока остаются неисчерпаемыми. Полагаю, это устойчивая тенденция, несмотря на все декларации и футурологические идеи. Нефтепродукты служат не только извлечению энергии, они являются сырьем для большого числа современных технологий. Например, нафта (бензиновая фракция) – сырье и для производства высокооктанового автомобильного топлива, и для выпуска полимеров и огромного количества продуктов нефтехимии. Поэтому цены держатся на достаточно высоком уровне из-за конкуренции между производителями двух сегментов. Для электромобилей нужны хорошие дороги, а значит, производимые гудрон и битум будут нужны еще долго. Могу продолжать до бесконечности. Думаю, как это всегда бывает, из крайности неприятия нефти человечество постепенно будет дрейфовать к осознанию нефти как ценного источника множества благ. Апокалипсис на этом поле, мне кажется, скоро перестанет быть вероятным.

Ну, а сверхконсолидация нефтяного сектора в России в силу любых причин мне кажется невозможной. Многие забыли, но при советской монополизированной экономике бензин был одним из самых дефицитных продуктов, я стоял в очередях по 8 часов. Нет конкуренции – нет новых технологий. В век триумфа всяких Apple и Samsung ни одна страна не может отказаться от борьбы за технологическое лидерство. Поэтому будем надеяться на здравый баланс интересов общества и его элит.

Каковы финансовые показатели «Славянск ЭКО» по итогам 9 месяцев 2021 года – выручка, чистая прибыль, чистый долг и др.?

На сегодняшний день финальные отчеты еще не выпущены. Мы как публично торгуемая компания не можем раскрывать неподтвержденные результаты. Предварительно могу назвать следующие показатели:

·      выручка по итогам 3 квартала 2021 г. – на 33% выше аналогичного показателя 2020 г.;

·      выручка за 9 месяцев 2021 г. – на 49% выше параметра 2020 г.;

·      EBITDA по итогам 3 квартала 2021 г. – на 158% выше аналогичного показателя 2020 г.;

·      EBITDA за 9 месяцев 2021 г. – на 59% выше параметра 2020 г.

Третий квартал был рекордным за всю нашу историю, и октябрь 2021 года был на уровне третьего квартала. Надеемся, что даже если случатся какие-то коллапсы a la 2020 год, наши выручка, EBITDA и чистая прибыль превысят результаты 2019 доковидного года. Не говоря о сопоставлении с 2020 годом. Соотношение долг/EBITDA к концу 2021 года не должно превысить 3,5 даже с учетом размещения в октябре дебютного выпуска публичных облигаций.

Какие финансовые показатели прогнозируются по итогам 2021 года?

Аналогичная оговорка: надеемся на выручку +40% к 2019 году и +61% к 2020-му. Но выручка линейно зависит от цены на нефть на биржах. Поэтому точный прогноз затруднителен. EBITDA постараемся удержать на уровне +25% к 2019 году и +30% к 2020-му.

В октябре «Славянск ЭКО» разместил дебютный выпуск облигаций объемом 3 млрд руб. На что пойдут привлеченные средства?

Мы постоянно разрываемся между Сциллой и Харибдой – инвестициями и оборотным капиталом. Хотя финансовые результаты компании выглядят прекрасно, потребность в рабочем капитале растет каждый день – мы закупаем нефтяное сырье по предоплате по биржевым котировкам, а они бьют рекорды. Аналогичная ситуация с инвестпрограммой. Материалы и СМР дорожают ежеминутно. Можно сказать, что полученные средства были направлены на платежи, связанные с реализацией проектов. Но одновременно мы тратили больше средств на закупку нефти. Поскольку поступления от продажи облигаций – долгосрочный источник заемного капитала, они будут использованы на реализацию инвестиционных проектов.

Расскажите о специфике фондирования. Каковы основные источники привлечения средств в процентном соотношении?

Сейчас потребность в рабочем капитале, исходя из 2-месячного цикла оборачиваемости, составляет около 40 млрд руб. Общая сумма краткосрочных банковских кредитов достигает 27 млрд руб. Облигационное финансирование – 3 млрд руб. Часть потребности в рабочем капитале компании покрывается собственными источниками. Инвестиционная деятельность осуществляется за счет облигаций и собственного чистого операционного денежного потока. Банковского проектного финансирования у компании на сегодняшний день нет. Тем не менее для поддержания темпа пополнения капитальных вложений мы планируем открыть лимит проектного финансирования в банке. Но он будет использоваться только в случае дальнейшего роста цен на нефть.

В чем плюсы и минусы для компании привлечения средств путем размещения облигаций? Расскажите о вашем опыте выхода на долговой рынок – какие положительные и негативные моменты хотелось бы отметить?

Облигации или кредит? Что лучше? Даже рассуждать на эту тему бессмысленно! Облигации – долгосрочный источник финансирования, не обремененный таким количеством ковенант, каким грешит любой кредитный договор. Я бы, не задумываясь, перевел весь свой портфель заимствований в этот прекрасный инструмент.

Но любой волшебный сундук трудно открыть. ЦБ распугал инвесторов своими ограничениями для «неквалов». Нефть взлетела, акции нефтяников пошли круто вверх. И все – инвесторы разбежались, облигации продавать некому. Я описал обстоятельства, сопутствовавшие нашему выпуску. И ставки по кредитам всегда чуть ниже тех, на которые готовы согласиться приобретатели облигаций.

Тем не менее дебют состоялся. И что удивительно – мы даже выиграли, насколько это было возможно. Три-четыре месяца назад, когда мы обсуждали размещение, процентные ставки по нашему кредитному портфелю в банках в рублях были на уровне 8,3% годовых. А облигации мы планировали разместить по 10,5%. То есть, должны были заплатить премию рынку в существенном размере. В октябре, когда мы разместились по 11%, банки прислали нам «письмо счастья» о том, что новые кредиты будут также на уровне 11%. То есть, ставки облигационного рынка и кредитов сравнялись. И теперь уже нет сомнений, какой инструмент более привлекателен. Будем продолжать экспансию на облигационный рынок, ловя удачную конъюнктуру.

Как планируется объем чистого долга?

Исходя из ограничений, которые установили нам рейтинговые агентства, и нашего собственного понимания финансового здоровья компании, мы будем поддерживать долг на уровне, не превышающем 3,5 значений годовой долг/EBITDA. Наши потребности в рабочем капитале и в источниках финансирования инвестиций растут. Но и EBITDA увеличивается весьма динамично. Поэтому будем поддерживать баланс всеми доступными способами.

Какие условные гарантии вы можете дать инвесторам по выплате купонов/займов?

За год мы должны уплатить инвесторам 330 млн руб. купонного дохода. Надеемся, что EBITDA будет около 10 млрд руб. Купонные платежи – 3,3% от нашего финансового результата. Вряд ли мы не сможем обслужить долг подобного размера. Да и репутация на рынке бесконечно важна. Мы собираемся замещать кредиты облигациями, особенно в условиях паритета процентных ставок. Так что, если бы я не был инсайдером компании, я бы обязательно приобрел пакет бумаг. Очень надежный и высокий доход при таком уровне риска. В конце концов наша компания ни разу в своей истории не просрочила ни одного платежа банкам, можете проверить в кредитных бюро. А наша бизнес-модель показала свою надежность в течение самого жуткого 2020 года. Надеемся, что и в грядущем не будет сбоев.

Расскажите о параметрах планируемых размещений.

Мы планируем по результатам годовой отчетности 2021 года выйти на рынок со вторым траншем облигаций. Надеемся, что результаты будут хорошие, и инвесторы оценят наши бумаги более оптимистично. Тем более, что мы уже пару раз уплатим купонный доход и продемонстрируем надежность наших бумаг. Мы планируем размещение объемом 2-5 млрд руб. в первой половине 2022 года на российском рынке и, как я уже упоминал, выпуск евробондов в конце 2022 – начале 2023 года, параметры которого пока не утверждены.