RusBonds
07.10.2021
«Грузовичкоф», Вячеслав Алексейцев: Мы планируем следующее размещение бондов объемом от 200 млн руб. в 2023 году и рост бизнеса на уровне 50%
Сервис «Грузовичкоф» когда-то начинался с нескольких автомобилей и стал одним из родоначальников цивилизованного рынка грузоперевозок. Сегодня это масштабная компания с диверсифицированной структурой бизнеса, куда, кроме грузоперевозок и такси, входит широкий спектр других направлений: рефрижераторы и термоперевозки, эвакуация, спецтехника, вывоз мусора, крупнотоннажные грузоперевозки, упаковка и др. По итогам первого полугодия 2021 года общий валовый объем услуг, оказанных клиентам, (GMV) сервиса «Грузовичкоф» вырос на 43,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 2,2 млрд руб. Выручка эмитента «Круиз» и дочерних обществ «Технодрайв», «Автофлот-Столица» и «Люкс-Авто» за первое полугодие 2021 года составила 511,7 млн руб., EBITDA – 40,9 млн руб., чистая прибыль – 6,7 млн руб., чистый долг – 121,7 млн руб. На сегодняшний день в обращении находятся 3 выпуска облигаций ООО «Круиз» общим объемом 150 млн руб. За счет бондов привлекается до 50% объема фондирования. Компания планирует активно размещать облигации и в дальнейшем. По предварительным оценкам, в 2023 году планируется привлечь не менее 200 млн руб. О специфике развития рынка грузоперевозок, ключевых тенденциях, структуре бизнеса, стратегии компании и планах на долговом рынке в интервью RusBonds рассказал руководитель отдела по работе с инвесторами «Грузовичкофа» Вячеслав Алексейцев. 

Как развивался рынок грузоперевозок в России, каковы его объем, динамика и география на сегодняшний день? Можно ли сказать, что «Грузовичкоф» был одним из первых?

Мы работаем на рынке LCV (малотоннажные грузоперевозки) внутри города. Его развитие немного похоже на становление рынка такси. Раньше на нем не было порядка, приходилось звонить в десятки диспетчерских сервисов. Сейчас же клиент сразу заходит в приложения ключевых игроков и оперативно получает услугу с предсказуемым уровнем качества.

На рынке LCV похожая картина. Если раньше приходилось искать грузовой автомобиль в газетах, по знакомству или в объявлениях «на заборе», то сейчас ключевой паттерн – это заказать грузовое такси в сервисе, который ты знаешь.

Но в отличие от рынка такси, все-таки изменения здесь происходят дольше. Причина этому – более сложный сервис. Каждый заказ – это мини-проект. Здесь нужно хорошо знать всю цепочку бизнес-процессов, очень много операционной работы и тонкостей.

По нашим оценкам, сегодня можно оценить рынок LCV в России в 1,5 трлн руб. Порядка 500 млрд руб. приходится на Москву и Санкт-Петербург. Если говорить именно об услуге грузового такси, то мы считаем, что этот рынок может достигать 150-160 млрд руб., из которых 22-23 млрд руб. приходится на Москву и 8-9 млрд руб. на Санкт-Петербург.

Да, сервис «Грузовичкоф» был одним из создателей этого рынка и, безусловно, является локомотивом в плане приведения его в цивилизованный вид, так как до сих пор ключевую долю здесь занимают частные перевозчики, ИП и микропредприятия.

Где вы сегодня присутствуете за пределами двух столиц и в каких бизнес-моделях?

На сегодняшний день «Грузовичкоф» уже присутствует в 114 городах (в 106 – в России и в 8 городах СНГ – в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии) по системе франшизы или совместного предприятия.

Ваш бизнес значительно диверсифицирован – появляется все больше новых направлений. «Грузовичкоф» и «Таксовичкоф» – по-прежнему основной бизнес? Какие еще направления существуют в настоящее время, какие планируется освоить?

Ключевая услуга – «Грузовое такси». Это срочная подача автомобиля по запросу. В рамках данного сервиса также предоставляются b2b-услуги аутсорсинга логистических функций.

Но также у «Грузовичкофа» очень широкий спектр других направлений: рефрижераторы и термоперевозки, эвакуация, спецтехника, вывоз мусора, крупнотоннажные грузоперевозки, упаковка, услуги грузчиков и многие другие сервисы.

Сейчас мы развиваем новые для нас направления, такие как LTL (сборные грузоперевозки), FTL. Также мы с огромным интересом смотрим на E-commerce доставку и на синергичные направления, например, Self Storage (боксы индивидуального хранения вещей).

Наша диверсификационная стратегия заключается в горизонтальном развитии на рынке транспортных услуг, для этого мы запускаем горизонтально-интегрированные бизнес-единицы на основе репутации и текущей клиентской базы существующих компаний.

В рамках «Грузовичкофа» самыми молодыми направлениями являются «Грузовичкоф Доставка» и «Грузовичкоф XXL». Через эти компании мы постепенно, но уверенно развиваем сегменты e-commerce и FTL/LTL доставки. На базе «Таксовичкофа» мы начали развитие автобусных перевозок (сервис «Пассажирчикоф»), теперь наши клиенты могут заказать автобус или микроавтобус также просто, как и такси.

Вы планировали к 2021 году занять 28% рынка Москвы и 40% рынка Петербурга по грузовым перевозкам. Удалось ли это?

В сегменте грузового такси нам еще нужно поработать, чтобы занять эту долю рынка. Конечно, пандемия внесла свои коррективы, так, например, в 2020 году сервис вырос на 8% по объему GMV (общий валовый объем услуг, оказанных клиентам), что ниже запланированных показателей. Но при этом конкуренты достаточно сильно пострадали, так как в основном сосредоточены на моноуслуге. Мы считаем, что в данной ситуации рост на 8% – это показатель силы, так как в пандемию показать рост – это хорошее достижение.

Но наши планы шире, чем занять большую долю на рынке грузового такси. Мы развиваем диверсифицированную линейку направлений, чтобы охватить весь рынок LCV, все его сегменты.

Как изменился рынок в период пандемии? Произошло ли снижение спроса? Или, может быть, рост за счет новых возможностей? Вы говорили о запуске новых категорий услуг по доставке продуктов, лекарств и товаров первой необходимости для населения.

Рынок изменился временно, он не сократился, а произошло перераспределение спроса из одной категории услуг в другие. Например, упал сектор офисных переездов, но при этом существенно вырос сегмент доставки товаров из строительных гипермаркетов. Люди начали переезжать за город и строить частные дома.

Мы не стали развивать доставку медикаментов, это достаточно сложно с точки зрения законодательной базы. Мы сфокусировались на растущих сегментах, в которые временно перешло перераспределение спроса, а также на проработке новых направлений (FTL, LTL, Self Storage).

Вы озвучивали, что создали бизнес практически с нуля и без значительных инвестиций. Благодаря чему пришел успех?

В момент создания компании рынок грузовых перевозок кардинально отличался от того, каким мы видим его сегодня. «Грузовичкоф» смог обеспечить клиентам совершенно другой уровень качества предоставляемой услуги. Несмотря на то, что бизнес начинался с нескольких собственных авто и небольшого привлеченного автопарка, компания сделала ставку на обеспечение стабильного уровня качества и успешно развивалась не только благодаря маркетингу, но и за счет личных рекомендаций наших клиентов своим знакомым и коллегам.

Кто сегодня является ключевым клиентом компании? Какие доли приходятся на розницу и бизнес?

На данный момент ключевым сегментом является сегмент B2C, его доля в формировании выручки составляет 65%. В то же время «Грузовичкоф» активно развивает B2B-направление, это позволяет значительно диверсифицировать бизнес за счет высокой частотности и большого среднего чека, характерного для бизнес-клиентов.

Расскажите о собственных разработках ПО в области транспорта. Какие планы в этом направлении?

Сервис «Грузовичкоф» запустил собственное мобильное приложение для IOS и Android. Оно автоматически определяет местоположение клиента и подает транспорт в удобное место через 15 минут либо в указанное время. Предлагает на выбор движение по бесплатным или платным дорогам и автоматически учитывает стоимость платных дорог и парковок. В режиме реального времени можно отслеживать машину во время подачи, наблюдать за ее передвижением в пути.

Мы реализовали систему коэффициентов, благодаря которой для каждой поездки применяется дополнительная скидка. Система прогнозирования спроса подсказывает, в какое время дешевле перевезти груз.

Мы намерены развивать комплекс транспортных услуг в едином приложении. На рынке можно увидеть две стратегии развития экосистем. Первая – это SuperApp, где объединены не связанные между собой сервисы, где клиент может и цветы купить, и билет в кино, и заказать еду на дом. Вторая стратегия SuperApp – супер-сервис, где сфокусированы только синергичные между собой услуги. Мы идем по второму пути. В супер-приложении «Грузовичкоф» можно будет заказать транспортные услуги из различных сегментов в режиме единого окна.

У нас готово ПО для добавления к текущему набору услуг, другие комплементарные сервисы. Вопрос сейчас больше в операционной реализации.

Я сравнила цены в приложении «Таксовичкоф» и других агрегаторов, и вы за 1300 руб. экономом предлагаете ехать туда, куда Uber везет за 448 руб. Как вам удается конкурировать?

Услуги сервиса «Таксовичкоф» действительно в среднем дороже, чем у других агрегаторов такси. Конкретно в данном случае ценообразование зависит от множества параметров: времени суток, количества водителей и спроса в данной геозоне, способа заказа такси и т.д.

По нашим данным, средний чек «Таксовичкофа» выше рыночных значений примерно на 20-25%. Это позволяет обеспечить клиенту более высокий уровень качества на всех этапах оказания услуги. Мы уделяем особое внимание подбору водителей, техническому осмотру автомобиля, его выводу на линию и т.п. Именно этот фактор наряду со стабильностью качества и удобства автомобилей заставляет клиентов выбирать «Таксовичкоф».

Сервис «Таксовичкоф» работает с немного другой категорией клиентов, чем конкуренты. «Таксовичкоф» делает ставку на качество и безопасность, а конкуренты – на скорость и цену, это две разные категории клиентов и паттернов потребления.

В сети есть интервью с недовольными водителями и клиентами. Водители не могут получить обещанные деньги, потому что они не переводятся компанией на карточку водителя, а заработок он получает только от заказов за наличные, о чем не предупреждается заранее. Также есть информация, что клиентов не предупреждают о длительном ожидании, а всегда озвучивают 15 минут, в результате чего ряд водителей даже не выезжает, а клиенты могут безуспешно прождать несколько часов. Как вы решаете подобные проблемы? Насколько велик процент недовольных клиентов и водителей?

Проблема с водителями в сервисе «Таксовичкоф» действительно некоторое время существовала и полностью решена на данный момент. Текущее партнерство с одним из крупнейших онлайн-банков России позволяет водителям моментально получать выплаты на свой личный счет.

Среднее время ожидания в рамках назначения и подачи автомобиля сейчас занимает 12 минут, но бывают случаи, когда клиенту приходится ждать больше заявленного срока. Сервис активно работает над скоростью подачи автомобилей, для этого реализуются проекты расширения собственного автопарка и привлечения новых партнеров. Существенным ограничением на данном этапе стали требования к подбору водителей, которые являются ключевым преимуществом сервиса.

Вы участвовали в разработке ПО для беспилотных автомобилей. Этому направлению уже больше 5 лет. Как вы оцениваете его развитие и перспективы на сегодняшний день?

«Таксовичкоф» сотрудничал с несколькими стартапами, которые проводили исследования в данной отрасли. На текущий момент большая часть игроков на рынке относится к этому направлению с большой долей сомнения, для чего есть ряд ключевых причин: отсутствие законодательной базы, слабая транспортная готовность ДОП к интеграции беспилотных автомобилей, высокая стоимость дополнительного оборудования.

Мы уверены, что беспилотные автомобили – это будущее транспортной отрасли, но на данный момент тяжело сказать, когда мы сможем интегрировать их в нашу повседневную жизнь.

Насколько готова законодательная база в России и в мире для беспилотного такси и грузового транспорта? Когда, по вашим оценкам, реально запустить массовый сервис беспилотного транспорта в России и в мире?

Мы считаем, что на данный момент в мире нет примера достойной законодательной базы для того, чтобы имплементировать ее в России. Разработка законодательной базы в данной отрасли существенно зависит от многих юридических аспектов, начиная с момента выхода автомобиля на ДОПы и заканчивая ответственностью в случае аварии либо нанесения ущерба человеку. Мы ожидаем, что запуск и принятие беспилотного транспорта в России произойдет после успешного внедрения и тестирования подобных нововведений в более технологически развитых странах на горизонте 10-20 лет.

Сколько вы инвестировали и какие инвестиции планируете в дальнейшем в беспилотные автомобили?

Суммы были не столь значительными, так как мы проводили пилот с партнерами, у которых были существенные наработки в технологиях беспилотного пилотирования. Да, мы, безусловно, продолжаем сохранять высокий интерес к данным технологиям, но теперь уже потребуются существенные инвестиции, которые, мы полагаем, нужно делать совместно с партнерами и венчурными инвесторами.

Произошел ли за последнее время рост спроса на онлайн-услуги и рост данного направления в вашей компании?

Да, конечно, если раньше на онлайн-каналы (сайт) приходилось около 10% от общего пула заказов, то сейчас на сайт и приложение приходится уже порядка 20%.

Какова стратегия развития компании на ближайшие годы?

Стратегия компании формируется из двух крупных блоков. Первый – это рост нашего основного направления «Грузовичкоф» (грузовое такси). Мы продолжим развиваться на рынке B2C, но в то же время начнем активную работу с нашими текущими и потенциальными B2B-клиентами. Этот рынок более емкий и позволяет загрузить транспорт пусть и менее рентабельными заказами, но с большей частотностью и стабильностью. Это в целом уменьшает показатели холостого пробега, благодаря чему ускоряет утилизацию грузового и пассажирского автотранспорта.

Второй блок – это развитие горизонтально-интегрированных сервисов, которые будут успешно дополнять наш текущий портфель услуг. В силу успеха на рынке мы часто получаем запросы на нехарактерные транспортные услуги. Это позволяет нам выходить на новые рынки, благодаря органическому спросу нашей текущей клиентской базы.

Каковы финансовые показатели компании по итогам 1 полугодия 2021 года – выручка, чистая прибыль, чистый долг и др.?            

По итогам первого полугодия 2021 года общий валовый объем услуг, оказанных клиентам, (GMV) сервиса «Грузовичкоф» вырос на 43,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 2,2 млрд руб. Выручка эмитента «Круиз» и дочерних обществ «Технодрайв», «Автофлот-Столица» и «Люкс-Авто» за первое полугодие 2021 года составила 511,7 млн руб., EBITDA – 40,9 млн руб., чистая прибыль – 6,7 млн руб., чистый долг – 121,7 млн руб.

Сервис «Таксовичкоф» продемонстрировал прирост по GMV на 40% год к году – 1,28 млрд руб. за 1П 2021 по сравнению с 912,6 млн в 1П 2020. Основной рост пришелся на регионы. Выручка эмитента «Транс-Миссия» составила 123,2 млн руб., EBITDA – 27,8 млн руб., чистая прибыль – 9,4 млн руб., долг – 220 млн руб.

Согласно данным финансовой отчетности по РСБУ, выручка компании за период 2017-2019 гг. фактически не менялась. Чем это обусловлено?

Это связано не с развитием бизнеса, а с юридической структурой. ООО «Круиз» стала выполнять свою функцию агрегатора только в начале 2019 года. Для этого пришлось перестроить бизнес-модель и развивать сервис как ИТ-компанию, соответственно, предыдущие финансовые результаты не попали в отчетность головной компании.

Как было указано выше, совокупная выручка «Круиза» и дочерних компаний по РСБУ за 1 полугодие 2021 года составила 511,7 млн руб., она формируется как процент от GMV-сервиса.

Какова структура собственности компании?

ООО «Круиз» является головной организацией сервиса «Грузовичкоф», владеет ключевыми нематериальными активами и выполняет функцию агрегатора. Компании «Круиз» принадлежат 100% ООО «Технодрайв», являющегося резидентом фонда «Сколково» и занимающегося программным обеспечением. «Круиз» также владеет 20% компании «Люкс-авто», которая развивает партнерские отношения в регионах РФ. Кроме того, ООО «Круиз» принадлежит 51% компании «Автофлот-Столица», специализирующейся на направлении аутсорсинга логистики для игроков рынка DIY-гипермаркетов.

В настоящее время в обращении находятся 3 выпуска облигаций компании «Круиз» общим объемом 150 млн руб. На что потрачены средства?

Мы направляли инвестиции на масштабирование силы бренда, увеличение брендированного автопарка, а также на развитие сервиса в регионах. Прирост GMV год к году на 43,7%, а также выход в более чем 80 новых городов за 2020 год показывает, что мы распоряжаемся инвестициями достаточно эффективно.

Расскажите о специфике фондирования. Как компания привлекает средства?

Сервис «Грузовичкоф» финансирует развитие за счет облигационных займов и лизинговых программ, которые берут на себя партнеры компании (автотранспортные предприятия).

В части размещения облигационных займов мы работаем с нашим партнером – компанией «Юнисервис Капитал». За счет бондов привлекается до 50% объема фондирования.  

В чем плюсы и минусы для вас привлечения средств путем размещения облигаций?

Облигационные выпуски удобны тем, что это гибкий инструмент, который, в отличие от банковского кредитования, позволяет финансировать бизнес без залогов, устанавливать комфортные для компании условия и не зависеть от одного кредитора.

Я бы не сказал, что это минус, но нужно постоянно расти, чтобы соответствовать требованиям биржи к эмитентам. Нам это подходит и мотивирует развивать не только сервис, но и корпоративное управление.

Каков на сегодняшний день размер долга по займам и как вы контролируете/планируете данный показатель?

По результатам первого полугодия 2021 года чистый долг ООО «Круиз» составил 114,7 млн руб. В июле мы привлекли новое финансирование и погасили часть краткосрочных обязательств. В итоге долговая нагрузка по итогам третьего квартала должна составить 194,7 млн руб.

Какие гарантии вы можете дать инвесторам по выплате купонов/займов?

По закону биржевые облигации являются беззалоговым инструментом. Но мы работаем над тем, чтобы снижать риски для инвесторов и повышать уровень инвестиционной привлекательности. Так, например, в начале года была осуществлена сделка по покупке 51-процентной доли компании «Автофлот-Столица», которая в 2020 году показала выручку 512,7 млн руб. и чистую прибыль 23,5 млн руб.

Несмотря на пандемию и сложности во всей транспортной отрасли, «Круиз» не только вовремя обслуживал купонные выплаты, но и погасил два облигационных займа.

В настоящее время у компании и у ее выпусков облигаций отсутствуют кредитные рейтинги. Планируете ли вы их получить с учетом того, что они становятся необходимым условием для выпуска биржевых бондов в Секторе роста?

Да, конечно. Мы запланировали ряд процедур по повышению инвестиционной привлекательности и последующему получению кредитного рейтинга. В том числе планируются формирование консолидированной отчетности по МСФО и внедрение корпоративного управления.

Планируете ли вы в дальнейшем привлекать средства на долговом рынке? Расскажите о параметрах планируемых размещений.

Да, мы, конечно, будем развивать облигационную программу. Но говорить о конкретных параметрах размещений сейчас не можем, сначала нужно реализовать ряд мероприятий, о которых я говорил выше. По предварительным планам, мы вновь выйдем на рынок в 2023 году с размещением объемом не менее 200 млн руб.

Кроме того, в ближайшее время мы планируем привлечь крупного инвестора и довести годовой показатель роста бизнеса до 50%.