RusBonds
03.09.2021
МФК «Займер», Роман Макаров: Российские МФО заинтересованы в выпуске облигаций как в источнике долгосрочного фондирования бизнеса
Несмотря на пандемию и локдаун, портфель российского рынка МФО вырос по итогам 2020 года на 18% до 249 млрд руб., а чистая прибыль компаний достигла 18,4 млрд руб. Однако банки по-прежнему неохотно кредитуют микрофинансовый бизнес, открывая небольшие кредитные линии лишь наиболее устойчивым игрокам. Российские бонды на этом фоне более перспективны в плане привлечения достаточного объема средств, и МФО заинтересованы в выпуске облигаций как в источнике долгосрочного фондирования бизнеса. МФК «Займер» в 2021 году успешно разместила облигации на 300 млн руб. и на 500 млн руб. и в этом месяце планирует привлечь за счет бондов еще 500 млн руб. О ключевых тенденциях и перспективах рынка МФО и стратегии развития компании в интервью RusBonds рассказал генеральный директор МФК «Займер» Роман Макаров. 

Как вы оцениваете на сегодняшний день развитие и динамику рынка МФО?

Согласно статистике ЦБ РФ, в первом квартале 2021 года суммарный портфель игроков рынка МФО вырос на 8,6%. В тоже время уровень просроченной задолженности снова снижается (NPL 90+ за январь-март 2021 года показал сокращение на 0,3 п.п. до 28,6%). В ближайшее время резкого изменения этих трендов не стоит ждать – предпосылки к этому отсутствуют.

Микрозаймы – по-прежнему востребованный финансовый продукт, этим летом на рынке даже не было традиционного сезонного спада интереса к микрокредитам. А впереди «высокий сезон» спроса, помешать которому в прошлом году не смог даже Covid-19. По нашим прогнозам, микрофинансовый рынок по итогам 2021 года вырастет на 15-20%, при этом основной рост будет обеспечен лидерами рынка.

Как изменился рынок за время пандемии в 2020-2021 гг.?

2020 год стал переломным для микрофинансового рынка. Во-первых, пандемия сначала вынудила основательно ужесточить кредитную политику, а затем научила работать эффективно при сохранении высоких требований к заемщикам. Кто не принял эту реальность и не адаптировался – впоследствии получил плохой портфель и убытки.

Во-вторых, ограничения, определенно, ускорили переход микрофинансового рынка в онлайн. В то время как некоторые игроки остановили бизнес в марте-мае прошлого года, онлайн-сервисы функционировали бесперебойно, наращивая исключительно качественную клиентскую базу за счет усиленных требований к заемщикам. Она пополнялась и потому, что традиционное оформление займов стало недоступным – граждане стали чаще обращаться за любыми, в том числе, финансовыми услугами, дистанционно. А теперь бывшие офлайн-клиенты МФО стали постоянными заемщиками онлайн-сервисов – они убедились, что это удобнее и проще.

В-третьих, одновременно с офлайн-заемщиками МФО к услугам онлайн-сервисов прибегли банковские клиенты, после снижения доли одобрений в банках открывшие для себя новый финансовый продукт – онлайн-займ. На практике он оказался доступным и не таким дорогим, как казалось.

В-четвертых, резкие перепады спроса, платежеспособности клиентов, вынужденные простои офлайн-офисов подтолкнули к уходу с рынка массу небольших игроков, что привело к прогрессирующей концентрации рынка вокруг лидеров.

Перечисленные глобальные тенденции не привели к отрицательным результатам по итогам 2020 года – портфель рынка по отношению к показателю 2019 года, по данным ЦБ, вырос на 18% до 249 млрд руб., количество заемщиков увеличилось на 9% до 12,4 млн, чистая прибыль достигла 18,4 млрд руб., увеличившись на 12%. Качество портфелей крупных игроков по итогам года осталось достаточно высоким даже после удовлетворения интенсивного потребительского спроса во второй половине 2020 года. Уже к 4 кварталу он полностью восстановился до уровня докризисного, а в 2021 году продолжает свой постепенный рост.

Какие займы и процентные ставки вы предлагаете? На какие предложения делаете ставку?

На сегодняшний день МФК «Займер» предлагает заемщикам два онлайн-продукта – PDL-займы (до 30 тыс. руб. на срок до 30 дней) и Installment-займы (до 100 тыс. руб. на 12 месяцев). С начала 2021 года мы приступили к активному развитию именно среднесрочных займов, схожих по характеристикам с необеспеченным банковским кредитом. За счет гибкой риск-политики, серьезно усовершенствованного в пандемийном 2020 году скоринга мы можем предложить наименее дефолтным группам клиентов этот продукт взамен недоступного по разным причинам банковского. Тем не менее от краткосрочных займов мы не намерены отказываться, поскольку это востребованный россиянами продукт, позволивший МФК «Займер» стать самой прибыльной МФО в России в 2020 году.

Каким вы видите своего клиента?

Несмотря на сложившийся в обществе стереотип негативного образа заемщика, основная доля наших клиентов – молодые люди в возрасте до 30-32 лет, имеющие техническое образование, трудоустроенные, как правило, в сферах торговли, бытовых услуг, производства, транспорта, с доходом в 25-35 тыс. руб. Проживают чаще всего в крупных городах, региональных центрах. У них есть семьи с детьми, а значит, срочные незапланированные расходы. В то же время для банков они – нежелательные клиенты, поскольку доход недостаточно велик, кредитной истории нет или в прошлом была просроченная задолженность, стаж работы мал или трудоустройство неофициальное и т.д.

Конечно, ни одна из этих характеристик отдельно не может однозначно свидетельствовать о низкой платежеспособности клиента, поэтому для ее оценки мы используем комплексный анализ данных посредством скоринга собственной разработки. Он учитывает информацию из нескольких тысяч источников, модели финансового поведения заемщиков, кредитную нагрузку, цифровые следы в интернете и многое другое. На основе такого тщательного анализа мы можем с большой долей вероятности определить, является ли заемщик рисковым или нет. И, безусловно, при наличии признаков риска «Займер» не кредитует всех желающих получить деньги – одобрение получает лишь каждая четвертая заявка из всего поступающего трафика.

Как вы оцениваете перспективы развития рынка МФО в ближайшие годы?

Рынок МФО, особенно онлайн-сегмент, будет расти дальше, но вектор развития может измениться, поскольку определять его будут лидеры, вокруг которых продолжится концентрация рынка. А она продолжится обязательно, так как регулятор резко ограничил требованиями по капиталу вход на рынок маленьким компаниям без эффективной бизнес-модели и серьезных планов вписываться в обозначенные российским законодательством рамки.

Конкуренция за качественного заемщика между ведущими компаниями будет обостряться все больше, они уже вынуждены осваивать и развивать новые продукты, близкие по характеристикам к банковским – виртуальные кредитные карты, потребительское кредитование, оплату покупок отсроченным платежом и т.д. Таким образом, микрофинансовый сегмент будет все больше приближаться к банковскому.

Кроме того, в рамках конкуренции МФО все чаще будут интегрироваться с крупными торговыми площадками, маркетплейсами, службами доставки товаров и прочими сервисами дистанционных услуг. И безусловно – осваивать новые рынки за рубежом, экспортируя технологии и опыт в менее развитые страны в плане проникновения финтеха.

Ваш материнский холдинг занимается экспортом технологий и опыта «Займера» за рубеж?

Холдинг Robocash Group имеет штаб-квартиру в Сингапуре, но начинался он с МФК «Займер» в России. Именно здесь был разработан тот алгоритм онлайн-кредитования граждан, который впоследствии был применен во всех странах присутствия Robocash –Казахстане, Испании, Вьетнаме, Индии, Индонезии и на Филиппинах. И здесь же был разработан метод взыскания задолженности – специалист по урегулированию задолженности не вынуждает клиента расплатиться, а аргументированно разъясняет преимущества выплаты долга. Этот принцип действенен для той аудитории, которую так тщательно определяет скоринг. В результате даже в «ковидный» 2020 год, несмотря на повсеместные локдауны, Robocash Group заработал 24 млн долл. чистой прибыли.

В этом году вы успешно разместили облигации на 300 млн руб. и на 500 млн руб. На что пошли привлеченные средства?

Все средства пошли на развитие МФК «Займер» – на финансирование растущего спроса на PDL-займы и масштабирование займов сегмента Installment. Сегодня это очень востребованные продукты в свете реализации отложенного потребительского спроса и все еще жесткой кредитной политики банков, в результате которой масса относительно качественных заемщиков осталась недокредитованной.

Планируете ли вы снова привлекать средства на долговом рынке?

В сентябре на Московской бирже произойдет еще одно размещение МФК «Займер» на 500 млн руб. для квалифицированных инвесторов. Привлеченные средства будут направлены на финансирование растущего спроса на займы и на открытие новых проектов в России.

Как вы оцениваете перспективы бондов как инструмента привлечения средств в сравнении с банковскими кредитами для бизнеса?

Банки неохотно кредитуют микрофинансовый бизнес, открывая небольшие кредитные линии лишь наиболее устойчивым игрокам. Например, у МФК «Займер» есть открытая кредитная линия на 400 млн руб., но она практически не используется. Применение ее оптимально для покрытия кратковременных кассовых разрывов, а для финансирования интенсивного роста бизнеса «Займера» и планов по запуску новых проектов этих средств недостаточно.

Российские бонды на этом фоне более перспективны в плане привлечения достаточного объема средств. Те же институционалы проявляют интерес к облигациям крупных МФО на суммы, значительно превышающие объемы традиционных кредитных линий.

Российские МФО заинтересованы в выпуске облигаций как в источнике долгосрочного фондирования бизнеса. К тому же, привлекает и публичность заимствования – это ведь совсем другой уровень фондирования в современных реалиях, в котором «Займеру» важно участвовать стратегически для дальнейшего развития.