Как выжить независимым АЗС
Проблемы независимых АЗС не стали помехой для инвесторов в облигации ПАО «Евротранс», являющегося оператором сети АЗС «Трасса». На текущий момент размещено более 80% третьего выпуска облигаций на сумму 4,1 млрд руб.
Деятельность независимых АЗС уже давно находится на грани убыточности. Основная причина заключается в различной динамике оптовых и розничных цен. Оптовые цены на топливо зависят от мировых цен, а темпы роста розничных ограничены уровнем инфляции. Также АЗС вертикально-интегрированных компаний (ВИНК) находятся в преимущественном положении, получая доход от реализации конечным потребителям, добычи, переработки нефти, а также от стабилизирующих государственных субсидий по топливному демпферу, который выплачивается нефтяным компаниям в случае превышения экспортных цен на топливо над внутренними.
В периоды особого дисбаланса между оптовыми и розничными ценами независимым АЗС приходится продавать топливо с убытком, покрывая часть за счет продажи сопутствующих товаров в магазинах и кафе при АЗС.
Кроме того, деятельность АЗС осложняется отсутствием независимых нефтеперерабатывающих предприятий, сложностями с приобретением топлива на бирже и незначительной долей продаваемых на бирже нефтепродуктов.
Рассмотрим, как чувствует себя публичный представитель независимых операторов АЗС ПАО «Евротранс». Сеть АЗС «Трасса» насчитывает 54 АЗС и 7 электрозарядных станций в Москве и Московской области. Доля «Евротранса» в общем объеме продаж топлива в Московском регионе составляет около 3%. Также компания занимается оптовой продажей топлива. В структуре выручки розничные продажи занимают 47%, оптовые – 42%, магазины и кафе приносят около 11%.
Выручка ПАО «Евротранс» показала значительный рост в предыдущие два года, увеличившись на 36% в 2021 году и на 26% в 2022 году. Операционная и чистая прибыль в 2022 году выросли в среднем в 3 раза, EBIT и EBITDA – более умеренными темпами: на 29% и 9%.
Хуже обстоят дела с долговой нагрузкой. Несмотря на то, что собственный капитал «Евротранса» в 2022 году вырос в 67 раз – до 12 млрд руб., что связано с ростом добавочного капитала на 10 млрд руб. за счет взноса в него имущества акционером. По активу баланса на соразмерную сумму увеличилась только переоценка прав пользования имуществом. Ни денежных средств, ни других материальных активов в связи с увеличением собственного капитала на балансе компании не появилось.
Общая сумма долга уменьшилась на 59%, что объясняется переуступкой кредиторской задолженности на 20,9 млрд руб., притом, что в отчете о движении денежных средств от финансовой деятельности по итогам 2022 года отражены поступления от кредитов и займов на 12,5 млрд руб. и выплаты кредитов и займов на 4,8 млрд руб.
Если не учитывать увеличение собственного капитала и переуступку кредиторской задолженности в отчетности, то долговая нагрузка компании находится на высоком уровне – финансовый долг в активах занимает 60% и превышает капитал в 116 раз, т.е. собственный капитал практически отсутствует.
Тем не менее компания способна обслуживать долг – процентные расходы в 4,6 раза превышают прибыль до вычета налогов и расходов на обслуживание долга (EBIT) по итогам 2022 года. Хотя в 2021 году запас прочности по данному коэффициенту был гораздо ниже – 1,8.
Рентабельность продаж по чистой прибыли, т.е. сколько копеек компания получает с каждого рубля выручки, в 2021 году была на очень низком уровне – 1%. В 2022 году показатель улучшился и вырос до 2,8%. Рентабельность активов и рентабельность по EBIT также находятся на очень низком уровне и не превышают 4%. Рентабельность собственного капитала в данном случае можно не принимать в расчет.
Вывод: несмотря на трудное финансовое положение независимых АЗС, отсутствие перспектив разрешения проблем, прогнозы о банкротствах, продолжает действовать значительное количество частных операторов. Среди 23 тыс. АЗС в России на долю независимых операторов приходится порядка 70% общего количества и 30% объема реализованного топлива. Часть из них располагается в труднодоступных районах, в которые ВИНК не пойдут.
Проблемы независимых АЗС не получится решить только с помощью рыночных методов путем стимулирования использования биржевых фьючерсов на нефтепродукты для хеджирования рисков и увеличения объемов продаж нефтепродуктов на бирже. Необходимо на государственном уровне решить структурный вопрос по регулированию закупочной деятельности, розничных цен, договорных отношений между независимыми АЗС и ВИНК, выделению субсидий независимым АЗС для сдерживания роста розничных цен и реализовать другие меры поддержки данного социально значимого сектора экономики.
Сергей Стаценко, инвестиционный аналитик CAPITAL4RU