Символом возродившегося сегмента ВДО, похоже, становится дебютный выпуск ООО "Ника". Как минимум, столько дискуссий после начала СВО не запускало ни одно размещение. Информация о выпуске и эмитенте здесь.
Дадим свою расшифровку, по возможности, нейтральную. ООО "Ника" работает с 2017 года, занимается производством снэков из орехов, сухофруктов и цукатов на собственных производственных мощностях в Московской области, а также реализацией орехов оптовым покупателям. Также компанию отличает предельно низкий рейтинг, достаточно высокая закредитованность и отсутствие актуальной отчётности.
С декабря 2021 года компания имеет рейтинг B-|ru| от НРА. Рейтинг был понижен во внеочередном порядке, предыдущий был присвоен в сентябре 2021 года, основная причина понижения – рост долга до 454 млн руб. (+33%) в 3 квартале прошлого года.
В 4 квартале 2021 года компания продолжила наращивание долга, по итогам года заёмные средства составили 842 млн руб., 99,4% долга является краткосрочным и подлежит погашению в 2022 году. Смягчающее обстоятельство в том, что банковский долг в действительности меньше, часть кредитов компании – прямые займы от бенефициара, но точной суммы мы не знаем.
Увеличение долга в 4 раза за 2021 год не оказало такого масштабного влияния на прибыльность компании: чистая прибыль – 29 млн руб., EBIT – 76 млн руб. Рентабельность инвестированного капитала составила (ROIC) 7%, а отношение долга к EBIT – 11.
Отсутствие отчетности хотя бы за 1 квартал при выходе на размещение в августе нетипично для дебютанта. Последняя доступная отчётность ООО "Ника" есть за 2021 год, отдельные финансовые показатели, на которые могут опираться инвесторы, находятся в инвестиционном меморандуме (в котором указаны планы по прибыли прошедшего 2021 года в размере 140 млн руб.) и презентации для инвесторов. Из этих данных следует, что за 6 месяцев 2022 года компания немного снизила долг до 755 млн руб., прибыль по итогам 6 месмесяцев 2022 года составила 35 млн руб., капитал практически не изменился и составляет 149 млн руб.
За неимением отчётности приходится делать собственные (вероятно, не очень точные) оценки текущего финансового состояния. По ним, на рынок компания выходит с отношением долга к EBIT примерно 7, ROIC ~10% и отношением долга к капиталу на уровне 5.
По дебютному выпуску на 300 млн руб. компания предлагает ступенчатую процентную ставку. 1-4 3-месячные купоны – 18%, 5-8 купоны – 15%, 9-12 купоны – 14%. Т.е. ~ 16% на весь срок обращения. Что в среднем оказывается ниже купонов по последним размещаемым в сегменте ВДО выпускам . Однако бумага более длинная, без частых нынче оферт через год-полтора. Так что, наверное, именно по ставке она "в рынке", без поправки на рейтинг. Надо отметить, размещение идет достаточно динамично, за 3 сессии размещена 1/8 выпуска.