О миссия-ориентированной государственной финансовой политике

Исследователей, занимающихся вопросами государственной финансовой политики, интересуют основные тренды в этой области. Согласно современным подходам к определению термина «государственная финансовая политика» в экономических и финансовых словарях и научных публикациях, государственная финансовая политика как совокупность целенаправленных мер уполномоченных органов власти в области финансов, исходя из объектов воздействия, является многокомпонентной.

Современная модель государственной финансовой политики должна быть нацелена на достижение не только стратегических национальных целей, но также долгосрочных целей более высокого уровня – Целей устойчивого развития ООН, обеспечивать связь государственных финансов с конечными результатами и эффектами в рамках достижения таких целей. Цели устойчивого развития ООН формируют четкий, демократически выбранный на глобальном уровне набор глобальных общественных целей. Отсюда государственная финансовая политика в постковидной экономике должна стремиться решить не только финансовые, экономические, социальные, но также инновационные и экологические цели, что отражено в 6 из 17 Целей ООН в области устойчивого развития до 2030 года. В постковидной экономике актуальным становится переход к миссия-ориентированной государственной финансовой политике с инновационной составляющей, которая, помимо тех целей, которые были поставлены перед надлежащей фискальной политикой, должна обеспечить условия для развития экономики на инновационной основе и достижение экономических и климатических целей, применяя новые инструменты фискальной политики – новые виды государственных доходов, новые подходы к государственным расходам, включая расходы на инновации, ориентированные на «миссию» и «зеленое» бюджетирование в рамках имплементации Концепции эколого-социального ответственного управления (англ. environmental, social, governance – ESG) применительно к управлению финансами в государственном секторе.

Миссия-ориентированная государственная финансовая политика – это программа действий органов власти, связанная с использованием государственных доходов, расходов, долговых обязательств, других инструментов финансовой системы для воздействия на экономику и социальную сферу в целях достижения экономических, социальных и экологических целей с применением принципов подотчетности, открытости, инклюзивности, инновационности и эколого-социального ответственного управления государственными финансами. По сравнению с надлежащей фискальной политикой, провозглашенной в 2013 году в документах ОЭСР и Российской Федерации, миссия-ориентированная государственная финансовая политика дополняется двумя важными составляющими:

  • миссия-ориентированным подходом к разработке и реализации государственной финансовой политики, нацеленной на развитие и рост экономики на инновационной основе;
  • финансовой политикой в области государственных «зеленых» финансов как части управления государственными финансами на принципах эколого-социального ответственного управления.


Миссия-ориентированная государственная финансовая политика является продолжением надлежащей (ответственной) фискальной политики, использует и расширяет ее инструментарий, исходя из заявленных «миссий» государства и достижения Целей устойчивого развития ООН как глобальной повестки для всех стран.

Миссия-ориентированный подход к разработке и реализации государственной финансовой политики предусматривает, что такая политика фокусируется на конкретных проблемах, требующих общесистемных преобразований в различных секторах экономики, дает четкие отраслевые и технологические направления для достижения «миссии» и предполагает партнерские отношения между государством, бизнесом и населением. При этом деятельность органов власти, в том числе и в рамках разработки и реализации государственной финансовой политики также организуется в соответствии с «миссией», под которой понимается определенный пакет мероприятий, обеспечивающих поддающийся проверке результат (конкретный прогресс в решении проблемы) в запланированные сроки.

Ориентация государственной финансовой политики на конкретную миссию требует двух обязательных элементов – подотчетности и измеримости достижения миссии. Отчетность о предпринятых шагах и полученных результатах в направлении достижения заданной цели может при определенных обстоятельствах мотивировать органы власти и учреждения стать более эффективными в достижении этой цели. Измеримость рассматривается как отслеживание, достигается ли миссия, особенно если индикаторы ее достижения, текущие и конечные результаты были установлены.

Миссия-ориентированная инновационная политика использует множество финансовых и нефинансовых инструментов для содействия выполнению миссии в различных секторах, определения конкретных направлений для экономики и формирования необходимой сети соответствующих государственных и частных субъектов. Цель любого инструмента – внести свой вклад в достижение цели. Каждой миссии потребуется конкретное сочетание инструментов. Должны быть инструменты, которые финансируют разработку новых идей; финансируют инфраструктуру исследований и разработок и альянсы, имеющие отношение к миссии; финансируют инновации и стимулы для изменений в организациях, включая инновации в государственном секторе или расширение прав и возможностей ключевых участников. Финансирование миссий осуществляется по нескольким каналам. Правительства могут перепрофилировать или модернизировать существующие механизмы финансирования или учреждения, чтобы они были более миссия-ориентированы. В качестве альтернативы правительства могут создать совершенно новые механизмы и институты финансирования. Инновации, ориентированные на миссию, все еще являются формирующейся практикой и в принципе могут опираться на широкий спектр инструментов и методов разработки политики для реализации.

Наталия Шмиголь, профессор кафедры общественных финансов Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации