Итоги новых облигационных размещений

Мы проанализировали 68 ликвидных выпусков корпоративных рублевых облигаций, которые прошли с октября 2022 г. по конец марта 2023 г., на общую стоимость 504 млрд руб. И выяснили, какие новые эмиссии стали наиболее популярными у розничных инвесторов, почему много частных инвесторов — это плохо, какие бумаги больше всего выросли после размещения, а какие, наоборот, упали. А также чем отличился «Евротранс», почему можно не торопиться покупать облигации группы АФК «Система» на первичных размещениях, когда группа мощных организаторов закончит продажу новых бумаг «Азбуки Вкуса» (спойлер – нескоро).

Самые «народные» размещения


Наш первый рейтинг – облигационные выпуски с наибольшей долей заявок, которые можно с некоторыми допущениями отнести к розничным, т.е. от 1 тыс. руб. до 10 млн руб. Мы отдельно выделяем мелкую и среднюю розницу (заявки до 1 млн руб. включительно) и крупную розницу (свыше 1 млн руб. до 10 млн руб. включительно).

В таблице 1 ниже представлены 17 облигационных выпусков, которые полностью разошлись по розничным заявкам. Все они – небольшие эмиссии (чаще всего 100-200 млн руб.), относящиеся к сегменту ВДО. Основную часть спроса в них создали мелкие и средние заявки от 1 тыс. до 1 млн руб. каждая. Особо розничными стали выпуски группы «Продовольствие» (93% ушло по заявкам до 1 млн руб.), «ЛизингТрейда» (92%) и «Реаторга» (84%). Эмиссии этой группы очень различаются по времени, прошедшему между началом и окончанием размещения, – от 1-2 календарный дней до нескольких месяцев, что, впрочем, неудивительно для ВДО (поговорим об этом ниже).

Таблица 1. Облигационные выпуски, полностью размещенные по розничным заявкам

А сейчас посмотрим, в какие новые корпоративные бумаги розничные инвесторы вложили больше всего денег в абсолютном выражении. Из таблицы 2 видно, что лидером по привлечению частников стал «Евротранс» – из 6 млрд руб. номинальной стоимости двух выпусков свыше 5 млрд руб. ушло в розницу. Размещение растянулось на два с лишним месяца, но своей цели эмитент добился. Также большие объемы розничных заявок отмечены в выпусках «Эталон-Финанса», «Газпром Капитала», «Медси» и АБЗ-1. 

Таблица 2. Облигационные выпуски с наибольшими суммами размещения по розничным заявкам

Большая доля розницы — это хорошо или плохо? С одной стороны, многочисленные мелкие облигационеры делают выпуск более ликвидным на вторичном рынке. Но они же и более подвержены панике в случае плохих новостей или рыночных кризисов, что повышает волатильность котировок. Отсутствие крупных якорных инвесторов (а это обычно институционалы – банки, страховщики, инвестиционные компании и фонды) –может косвенно говорить о том, что риски бумаги неприемлемы для профессиональных участников рынка. А это уже повод насторожиться.

Какие выпуски подорожали? 


Апсайд на росте котировок после размещения – услада спекулянтов. Какие бумаги выросли больше остальных? Да все те же ВДО. 

Лидирует (почти +10%) выпуск «Глобал Факторинга», с которым компания, наконец, решилась выйти из сумрачного мира коммерческих облигаций на биржевую площадку. Почти такой же рост показывают бумаги небольшого завода энергетического оборудования КЭС (+9%), за ним идет сибирский нефтетрейдер «Нафтатранс Плюс» и уральская инжиниринговая компания «Реиннольц» (+7%). При этом доходности «Глобал Факторинга» выглядят довольно лестно для кредитного рейтинга В, а доходностью облигаций «Истринской сыроварни» (10% годовых) может похвастаться не всякая бумага рейтинга А+.

Вообще выпуски этой группы отличаются низкими кредитными рейтингами, скромными объемами и большой (до 100%) долей розничных заявок – возможно, в этом кроются причины часто парадоксального роста котировок. Но то, что нелогично выросло, может вполне логично упасть. Кроме того, быстрый и устойчивый апсайд может говорить о завышенной купонной ставке – польстившись на быстрое размещение, эмитент подарил спекулянтам дополнительную прибыль, вынув ее из собственного бизнеса. Отрицательная доходность по нескольким выпускам объясняется близостью оферты и означает, что облигационеры не планируют досрочного погашения бумаг.

Таблица 3. Облигационные выпуски – лидеры роста котировок (на 23.03.2023)

Какие выпуски не выросли?


Теперь обратим внимание на тринадцать новых бумаг, чьи котировки не очень радуют своих приобретателей – особенно тех из них, кто купил облигации на первичном размещении.

Таблица 4. Облигационные выпуски, чьи котировки не выросли с даты размещения (на 23.03.2023)

Впрочем, никаких трагедий здесь пока не видно. Все участники чертовой дюжины относятся к респектабельным (не ниже А) компаниям с солидными эмиссиями (не менее 3 млрд руб.) У всех наблюдается низкая доля розничных заявок на первичном размещении, основная часть бумаг уходила по крупным заявкам – потом их часть, скорее всего, попадет на вторичный рынок и выдавит котировки ниже номинала. В выборке заметны сразу три выпуска семейства АФК «Система» («Сегежи», АФК и «Медси» – мы писали о нем совсем недавно). У группы приличная долговая нагрузка, которую приходится рефинансировать новыми облигационными выпусками. Падение котировок бумаг после быстрых однодневных размещений лишает облигационеров мотивации участвовать в первичных размещениях, ведь потом можно купить бонды дешевле на вторичке.

Рейтинг тихоходов


И в завершение представляем рейтинг эмитентов, следующих принципу «тише едешь – зато все в рынок». Первое место занимает торговая компания «Патриот» – более четырех месяцев она упрямо искала инвесторов на свой двухсотмиллионный выпуск и таки нашла. От нее незначительно отстают «Реаторг» (126 дней между датами начала и окончания размещения) и группа «Продовольствие» (121 день) – оба эмитента тоже из торговли.  

Таблица 5. Облигационные выпуски со сроками размещения 30 и более календарных дней

В рассматриваемой категории тихоходов есть внеконкурсный участник – новый выпуск «Азбуки Вкуса». Как мы и предполагали в нашем обзоре, выпуск не вызвал энтузиазма среди инвесторов. В итоге спустя почти три недели усилиями трех организаторов (Газпромбанка, Тинькоффа и БКС) удалось продать чуть более трети эмиссии. При нынешних темпах продаж по 2-4 млн руб. в день организаторам понадобится еще не менее года, чтобы пристроить оставшиеся объемы, а официальный срок размещения заканчивается 14 апреля 2023 г. Будем наблюдать за этим кейсом. 

Более подробная информация по всем рассмотренным выпускам представлена в таблице 6.

Таблица 6. Итоги размещения корпоративных рублевых облигаций, размещенных в октябре 2022 – марте 2023 г.

Первичные данные для расчетов предоставлены порталом Rusbonds.


Николай Дадонов