Важно!

с 1 июня 2025 года Rusbonds прекращает работу с физическими лицами. С 20 апреля 2025 года покупка и продление подписок будет остановлена.

подробнееВажно!
Государственное финансовое стимулирование проведения НИОКР для достижения технологического суверенитета

В современном мире одной из ключевых целей развития стран является достижение технологического суверенитета, которое возможно при эффективном государственном финансовом стимулировании проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Технологический суверенитет не предполагает международной изоляции, он основывается на «технологическим бартере» и «технологических альянсах», что позволяет государствам совместно решать ключевые задачи на основе взаимной доступности методов и технологий. Для достижения технологического суверенитета важно формирование и функционирование институтов, целью которых является не быстрое извлечение прибыли, а производство высокотехнологичной продукции, сырья и средств для ее производства.

В целом общемировые расходы на НИОКР в 2022 году составили порядка 2 475,70 млрд долларов США и возрастают в среднем на 78,98 млрд долларов ежегодно, большая часть которых пришлась на отрасли машиностроения (22,9%), здравоохранения (20,9%), IT (20,8%), транспорт (13,8%), остальные 21,6% – на строительство, энергетику, финансы, а также химическую, аэрокосмическую и оборонную промышленности и другие отрасли.

Поскольку проведение научных изысканий для компаний является дорогостоящим и рискованным направлением инвестиций, важную роль в технологическом и инновационном развитии играет государственное финансовое стимулирование организаций, занимающихся НИОКР.

Грантовая поддержка, как правило, осуществляется институтами развития (фондами и агентствами), созданными правительствами стран с целью финансового стимулирования реализации конкретных проектов. Институты развития в свою очередь финансируются за счет бюджетных средств в форме субсидий, взносов в уставный капитал, а также других вариантов поддержки, например, в виде покрытия долга фондом, агентством или предоставления гарантий по кредитам и займам.

В России в качестве инструмента финансирования НИОКР за счет средств бюджетов выступает предоставление субсидий на компенсацию части затрат на проведение НИОКР по современным технологиям в рамках реализации инновационных проектов. Субсидия предоставляется на конкурсной основе на определенный срок. Размер субсидии не может превышать 70% затрат на проведение НИОКР. В 2023 году общий объем государственных расходов на предоставление субсидий на НИОКР составил порядка 372,1 млн рублей, в том числе на предоставление субсидий на выполнение государственного задания в сфере научной (научно-исследовательской) деятельности 261,9 млн рублей. Объем грантов составил порядка 51,4 млн рублей.

Венчурное финансирование считается эффективным инструментом государственного финансового стимулирования проведения НИОКР развивающимися предприятиями инновационного характера. Преимуществом венчурного финансирования является то, что инвестор получает долю в инновационном предприятии, которое в условиях успешного управления обеспечивает активное развитие компании и рост прибыли. В мировой практике в 2023 году 27% капитала венчурных фондов были сформированы за счет ассигнований из государственного сектора и пенсионных фондов; с 2007 по 2023 год венчурными фондами Европы было привлечено порядка 3700 инвесторов и осуществлено более трехсот тысяч транзакций.

В отдельных странах правительствами с целью формирования механизма предоставления государственных гарантий по займам и кредитам организациям, проводящим НИОКР, созданы специальные гарантийные фонды, а также функционирует сеть фондов, осуществляющих поручительства по кредитам частного сектора.

Налоговые льготы являются востребованным инструментом государственного финансового стимулирования, в числе которых налоговые кредиты, вычеты, льготные ставки, специальные режимы и другие. В России налоговое стимулирование инновационной активности и модернизации экономики в части осуществления НИОКР – важное направление государственной политики, к инструментам которой отнесены: (1) уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций на затраты на исследования, если они соответствуют определенным критериям; (2) налоговый кредит, направленный на изменение сроков уплаты налога на прибыль организаций; (3) льготы по НДС по отдельным работам, операциям и услугам, что снижает общую налоговую нагрузку; (4) специальные режимы налогообложения, к примеру, при приобретении оборудования для НИОКР с возможностью возмещения НДС. В 2023 году объем налоговых льгот, предоставляемых на поддержку науки, составил порядка 261,38 млрд рублей.

Достижение технологического суверенитета и проведение НИОКР требуют применения всех финансовых инструментов и реализации комплексного подхода в рамках государственного финансового стимулирования.

 

Юлия Тюрина, профессор Кафедры общественных финансов Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

В материале сохранены орфография и пунктуация автора.