Россия
налоги
бюджет
еще 3
Оценка качества прогнозирования налоговых расходов

Несмотря на то, что общий контур управления налоговыми расходами как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях сформирован, остаются актуальными вопросы качества прогнозирования налоговых расходов.

В период 2018–2022 годов наблюдалось увеличение налоговых расходов как в количественном выражении, так и относительно общей суммы налоговых льгот. На налоговые расходы приходится около 38% от всех налоговых льгот, при этом на горизонте до 2025–2026 годов прогнозируется снижение объемов налоговых расходов, что может быть объяснено не только исключением из перечня налоговых расходов неэффективных компонентов, но также и неточными прогнозными оценками.

Одним из индикаторов качества прогнозирования налоговых расходов можно считать уровень соответствия прогнозируемых и фактических объемов налоговых расходов. Анализ данных по субъектам Российской Федерации показывает значительные разрывы между показателями прогноза и факта.

На основе сравнения информации, размещенной на официальных сайтах региональных органов власти о прогнозируемых объемах налоговых расходов, и фактических данных, представленных на сайте Минфина России за 2021 год, были выявлены следующие результаты. Превышение фактических налоговых расходов по сравнению с прогнозными показателями в Республике Калмыкия составило 527%, Тульской области – 316%, Забайкальском крае – 285%, Вологодской области – 175%, Республике Алтай – 117%, Кировской области – 116%, Челябинской области – 113%, городе Москве – 87%, Ульяновской области – 85%, Ярославской области – 84%.

За 2022 год наибольший разрыв показателей отмечается также, как и в 2021 году, в Республике Калмыкия – 483%, городе Севастополь – 251%, Тульской области – 123%, Краснодарском крае – 123%, Забайкальском крае – 84%, Вологодской области – 96%, Республике Бурятия – 114%, Чеченской Республике – 82,7 % и Забайкальском крае – 81%.

Для оценки качества прогнозирования налоговых расходов можно применить «метод светофора», так удовлетворительный уровень отклонений между прогнозными и фактическими налоговыми расходами может составлять до 50% – зеленая зона, неудовлетворительный уровень отклонений – от 50% до 100% – желтая зона, критический уровень отклонений – свыше 100% – красная зона. В 2021 году в красную зону попадает 7 регионов, в 2022 году – 6 регионов, в желтую зону – по 7 регионов в каждом из периодов.

Причинами критических несоответствий могут являться несовершенные методики прогнозирования, неэффективная система управления налоговыми расходами. Субъектам Российской Федерации, оказавшимся в красной и желтой зоне, необходимо, в первую очередь, проанализировать сложившуюся систему управления налоговыми расходами в регионе, методики прогнозирования, а также провести оценки эффективности налоговых стимулов.

В систему управления налоговыми расходами целесообразно внедрить элемент предварительной оценки налоговых льгот с обязательным представлением результатов для общественных обсуждений в представительный орган публично-правового образования, общественные советы, профессиональные сообщества. На этапе предварительной оценки необходимо качественно обосновывать взаимосвязь вводимой или сохраняемой налоговой льготы с социально-экономическими приоритетами развития региона.

В настоящее время данные о налоговых расходах представляются на нескольких разрозненных ресурсах: на сайте Минфина России, на официальных сайтах регионов и муниципальных образований, на аналитическом портале ФНС России, в аналитических системах ФНС России «Эффективность льгот» и «Налоговые расходы». Ни один из ресурсов не представляет возможности открытого доступа для межрегионального сравнения налоговых расходов по бюджетным параметрам, показателям социально-экономического развития, целям введения налоговых стимулов непосредственно в информационной системе.

В условиях перехода к цифровому государственному управлению публичными финансами появляются новые возможности совершенствования как процессов управления, так и методик прогнозирования для формирования объективных данных о результативности и эффективности налоговых расходов. Учитывая, что одним из принципов цифровизации является принцип «одного окна», необходимо агрегировать данные по налоговым расходам в единой системе. Примером агрегации информации может служить портал GTED, содержащий данные о налоговых расходах из 106 стран, публикуемые национальными правительствами с 1990 года по настоящее время, и представляющий широкие возможности аналитики и сравнения межстрановых показателей по заданным критериям в режиме реального времени.

 

Светлана Демидова, доцент кафедры общественных финансов Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации