Россия
государство
экономика
еще 4
Влияние макроэкономических шоков и вызовов на финансы государственного сектора

Влияние макроэкономических шоков и вызовов на финансы государственного сектора

В теории и на практике довольно часто упоминаются понятия «макроэкономические шоки» и «макроэкономические вызовы».

Макроэкономический шок – импульсное воздействие на экономику, способное вывести ее из состояния равновесия. Главный признак макроэкономического шока – это высокая скорость распространения, при которой субъекты экономики не успевают сформировать свои ожидания. Вместе с тем он может иметь как позитивный, так и негативный характер. Со временем последствия шока, в зависимости от степени опасности, перерастают в вызовы либо угрозы, которые требуют мер по адаптации экономики после шока до прежнего уровня развития.

Макроэкономический вызов определяется как резкое изменение экономической ситуации, условий хозяйственной деятельности, способное приводить к социально-экономическим изменениям; некое неожиданное, непрогнозируемое событие или явление, приводящее к изменению характеризуемых показателей; воздействие факторов, которое в короткий промежуток времени может существенным образом изменить всю конъюнктуру. Понятие «вызов» рассматривается часто как «риск», «угроза». Однако, вызовы, риски и угрозы – разные степени опасности для экономической системы.

Особенность современных шоков и вызовов состоит в глубоком и всестороннем проникновении во все сферы экономической, политической, финансовой, социальной деятельности. Поэтому независимо от источника и причины возникновения практически все шоки и вызовы тем или иным образом воздействуют на финансы государственного сектора.

Источниками макроэкономических шоков и вызовов являются события не только экономического, но и политического, социального, порой и экологического характера. Примерами политических источников макроэкономических шоков являются изменения политической системы стран-партнеров и их объединений. В качестве примеров социальных макроэкономических шоков и вызовов можно отметить эпидемиологическую обстановку, террористическую активность, демографическую ситуацию.

Внутренние шоки возникают в связи с изменением внутригосударственных институтов, внешние шоки – в силу трансформации условий на международной арене. Степень влияния последних на экономику отдельной страны зависит от уровня ее интегрированности в мировую экономическую систему, степени участия в международном разделении труда и торговле, направлений внешнеэкономической деятельности.

Макроэкономические шоки и вызовы воздействуют на финансы государственного сектора, запуская цепочку событий, которая может вывести систему финансов государственного сектора из состояния, способного бесперебойно выполнять возложенные на нее функции. Другими словами, через «эффект домино» шок и вызов запускают ряд изменений, которые в последующем отражаются на эффективности функционирования финансов государства.

Воздействие позитивных макроэкономических шоков выражается в увеличении государственных доходов за счет положительных структурных сдвигов в экономике, а также в возможности увеличения финансирования приоритетных государственных программ. Негативные макроэкономические шоки проявляются в снижении бюджетных поступлений, а также необходимости наращивания государственных расходов, изменения подходов к управлению государственным долгом. Опасность дестабилизации финансовой системы государства связана не столько с воздействием негативных шоков и вызовов, сколько с трудностями обеспечения процесса приспособления экономики к этим шокам и вызовам. Анализ влияния различных шоков и вызовов на финансы государственного сектора позволяет определить степень уязвимости финансовой системы страны на том или ином этапе развития с перспективой на будущее.

В качестве основных движущих сил, влияющих на развитие финансов государственного сектора, свидетельствующих о макроэкономических шоках на современном этапе, можно выделить: санкционные меры со стороны других стран; пандемия коронавируса; волатильность мировых цен на нефть; изменение предпочтений домохозяйств, обуславливающих сокращение предложения труда или снижение их спроса на потребление товаров; изменение внешнего спроса на отечественные товары; шоки денежно-кредитной политики; финансовые шоки. В качестве вызовов – трансформация процессов отечественного производства и логистики; необходимость поиска и реализации резервов национального развития, ориентированного на внутренний рынок; развивающиеся процессы международного взаимодействия с потенциальными странами-партнерами; изменения в развитии хозяйственного механизма; активное расширение мирохозяйственных связей во всех сферах; рост финансового сектора; увеличение трансграничных потоков капитала; появление новых сложных финансовых инструментов; транснациональное перемещение финансовых ресурсов; высокая волатильность цен на энергоресурсы; развитие информационно-коммуникативных технологий.

Управление финансами государственного сектора под воздействием современных макроэкономических вызовов и шоков определяет разработку мер экономической политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу.


Юлия Тюрина, профессор кафедры общественных финансов Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации